Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

И Карамзин, и Пикуль

Автор книги: Борис Акунин
Название книги: Огненный перст
Издательство: АСТ
Год издания: 2014

Заморизив на время свой феноменально успешный фандоринский проект, Акунин занялся проектом историческим. Чуть меньше года назад из печати вышли сразу две его книги — сугубо исторический труд («История российского государства: От истоков до монгольского нашествия») и литературно-художественное к нему приложение («Огненный перст»)

Про порыв Акунина стать историком мы на страницах нашего портала уже писали, теперь же пришёл черёд внимательно ознакомиться с его новой романной серией. При этом стоит обратить внимание на то, как сам автор воспринимает свою работу — в его глазах главенствующее значение имеет именно научная часть, а художественная написана, видимо, для того, чтобы привлечь внимание ко всему проекту в целом. То есть, окрестить «Огненный перст» приложением — это не моя вольность, а трактовка, которую допускает и сам Акунин. Не знаю, насколько правильно превращать полноценное художественное произведение в сопроводительный документ, но если автор не видит в этом никакого диссонанса, то, значит, так тому и быть.

Книга под общим названием «Огненный перст» состоит по факту из трёх повестей разного объёма (от 60 до 220 страниц) — собственно «Огненный перст», «Плевок дьявола» и «Князь Клюква». Это первые эпизоды из истории одного рода, избранные представители которого наследуют характерное пигментное пятно на лбу. В аннотации Акунин обещает, что все книги серии сложатся в рассказ о взлётах и падениях этого рода, живущего в России на протяжении тысячи лет. Нельзя не признать, что такой формат во многих отношениях удачнее и жизнеспособнее фандоринского формата, когда из книги в книгу кочует один и тот же герой. Во-первых, мне всегда было непонятно, как на одного человека столько всего сваливается, а во-вторых, с каждой новой книгой было всё труднее верить в то, что судьба так к нему благосклонна, и он всё ещё жив. В новой же серии появляется простор для манёвра — например, если герой израсходовал свой запас прочности, его можно смело убивать, не опасаясь за реакцию читателей и рейтинг продаж следующего тома. Кстати сказать, это приём писатель активно использует уже в «Огненной персте» — убивают тут примерно с той же интенсивностью, что и в «Игре престолов». Конечно, эпоху, на фоне которой разворачивается действие, нельзя назвать миролюбивой, однако возросшая кровожадность Акунина вряд ли связана именно с этим. Две повести из трёх заканчиваются смертью главных действующих лиц, а в ещё одной умирает первый сподручный героя.
 

Акунин оставляет свои излюбленные приёмчики в стороне и рассказывает эти истории не как исписавшийся детективщик, а как талантливый беллетрист

Но у автора карт-бланш на убийства — кажется, впервые он работает в формате, где со смертью главного героя ещё ничего не заканчивается. Его история — не история какого-то конкретного человека, а история целого рода. Таким образом, небывалая прежде роскошь — убийство ведущего персонажа — стало делом вполне позволительным, вот Акунин и пробует на вкус — каково это? Жаль только, что в новом формате писатель не находит для себя ничего более увлекательного…

Сложность в том, что, читая, никак не можешь отделаться от ощущения дежа-вю. Первая повесть — тот же Фандорин, волею автора оказавшийся в декорациях IX века. Две другие повести в этом смысле приятнее — Акунин оставляет свои излюбленные приёмчики в стороне и рассказывает эти истории не как исписавшийся детективщик, а как талантливый беллетрист. Но, к сожалению, сборник назван именно по первой повести, да и по объёму она больше двух других вместе взятых.

 Схема, на которой выстроена история под названием «Огненный перст», безусловно, работает. Акунин — профессиональный человек, и он хорошо понимает, как поймать читателя на крючок. Но одно дело, когда вы читаете Акунина впервые — в этом случае наживку вы проглатываете неосознанно и с удовольствием. Но если это уже пятая-седьмая-десятая книга Акунина, которую вы берёте в руки, то весь ход его мыслей вам понятен с первых же слов. Судите сами, в центре сюжета первой повести находится спецагент, владеющий недоступными для подавляющего большинства знаниями, умениями и техниками и находящийся на сверхважном для империи задании (никого не напоминает?). Задание требует втираться к другим в доверие, вести двойную игру и предавать — а предательства по доброй традиции становятся неожиданностью не только для тех, кого предали, но и для читателей. Таким образом, если помнить о том, что на подобном фундаменте зиждется каждое третье произведение Бориса Акунина, будет проблематично избавиться от довольно простой мысли: не надоело ли ему гонять по кругу заезженную пластинку? Он же всё-таки не Донцова, он умный, талантливый… А завершает неблагоприятную картину финал — во-первых, какой-то смятый и резкий; во-вторых, довольно-таки депрессивный; а в-третьих, завязанный на неожиданном и оттого неправдоподобном предательстве. Другими словами, «Огненный перст» при всём его внешнем лоске оказывается самым слабым из звеньев.

 

Акунин — профессиональный человек, и он хорошо понимает, как поймать читателя на крючок

Первые страницы второй повести — «Плевок дьявола» — корректируют разочарование, вызванное первой историей, однако, надежды оправдываются не до конца. Грустно, что хитровыдуманное интеллектуальное противостояние греческого духовного лица и разудалого русского княжича оказывается необходимым лишь для того, чтобы заключить дурацкое пари, которое станет подводкой к основному событию — рождению очередного представителя рода. В этом смысле вторая часть вообще довольно необычная. Если в первой и третьей есть уже данность — вот потомок рода, — то во второй кульминацией становится как раз появление на свет наследника. И это не говоря уже о том, что «Плевок дьявола» выглядит рассказом совсем необязательным и напоминает чем-то несмешной анекдот, появившийся здесь то ли для объёма, то ли в силу стремления сделать буфер между двумя максимально разными как в стилистическом, так и в содержательном плане повестями. Потому как третья часть и впрямь кардинально иная. В ней Акунин опирается на расхожий сюжет о благочестивом муже, который своими добрыми поступками самого себя загоняет в тупик. Чем больше герой делает добра, тем хуже ему становится. Но по законам жанра высшая сила не допускает несправедливости, и неожиданная случайность вознаграждает героя сторицей. К этой повести, наверное, претензий меньше всего — мало того, что драматургическая схема выбрана весьма удачно, так ещё и сама повесть очень хорошо написана (с нехарактерными для сказочного сюжета нравственными страданиями героя, зато с вполне сказочной влюблённостью в идеал, вычитанный из книг о Тристане и Изольде и Элоизе и Абеляре).

 

«Огненный перст» при всём его внешнем лоске оказывается самым слабым из звеньев

Единственное, в чём остаётся разобраться, — насколько уместно говорить об историчности этих повестей, и как они справляются с задачей иллюстрировать научный труд писателя. Исторический антураж, который Акунину представляется основным концептуальным аспектом, здесь выступает не в полную мощь. Это не говоря уже о том, что Акунин опирается не на общеизвестную историю, а на историю по-акунински, которую он отстаивает в своём справочнике (так Аскольд и Дир у него — это один человек). Главное в книге всё равно сюжет, а уж какой эпохой он обрамлён — дело десятое. Что детективы про Фандорина, что брусникинский цикл (у автора вышло три романа под псевдонимом Анатолий Брусникин, действие которых разворачивается на рубеже XVII и XVIII веков), что нынешний проект — всякий раз авантюрный сюжет практически не зависит от конкретных исторических обстоятельств. Однако справедливости ради замечу, что не могу с ходу вспомнить книгу, где было бы иначе — по сути же ничего в человеческих взаимоотношениях не меняется, разве что в быту люди совершенствуются. Но это не отменяет того факта, что попытка увязать исторические изыскания Акунина с новым литературным проектом, носит, скажем прямо, условный характер. Позиционировать эти книги как две стороны одной медали можно разве что с коммерческой точки зрения — благо желающие отдать 1100 рублей за комплект из двух богато оформленных изданий несомненно найдутся.

Евгений ВИХАРЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика