Наталия САМОТОЙ: «Надо обязательно читать! Читать хорошую современную литературу, классиков»
Наталию Самотой без преувеличения можно назвать явлением в современной литературе. Образы, которые она рисует в своих стихах и рассказах, завораживают и уводят в чудесную страну «фантазию», заставляют «на полную» включать воображение. И пусть её имя пока не прогремело на весь мир, нет сомнения, что у этого автора большое будущее. Итак, сегодня у нас в гостях молодая воронежская поэтесса, прозаик и журналист Наталия Самотой…
— Наташа, ваше творчество наполнено мистикой и эзотерикой. Почему вы выбрали такое направление? Или наоборот, оно вас выбрало?
— Мистика, эзотерика, сюрреализм всегда меня притягивали. Это нечто такое, что щекочет самую душу, даёт возможность побывать в иной реальности, посмотреть на обычные вещи под другим углом. Как будто появляется вторая жизнь: вот ты, допустим, обычный банковский работник, сидишь в офисе в своей синей рубашке и думаешь, что надо бы до 15 числа успеть погасить кредит, не забыть купить хлеба и молока, выбрать время для отпуска и прочие приземлённые вещи, без которых нас в общем-то и нет. А потом перед сном открываешь книги Кинга, Лавкрафта, По, Булгакова и проживаешь уже совсем другую жизнь, полную острых ощущений, которых порой не хватает в реальности (а иногда и слава Богу, что они только в книгах).
— Ваш литературный стиль – он не похож ни на чей-то ещё. И всё-таки, кто из поэтов, русских и не русских, сыграл роль в вашем творческом становлении? Зачитывались ли вы кем-то в детстве и юности?
— Как это ни странно, я из тех детей, которые книги на дух не переносили. Но потом, в старших классах, я читала залпом, проглатывая одну книгу за другой. Особенно зачитывалась Антоном Павловичем Чеховым, Михаилом Булгаковым, Кобо Абэ. Одно время интересовала постапокалиптическая проза: «День триффидов» Джона Уиндема, «Кысь» Татьяны Толстой, «Противостояние» Стивена Кинга. Недавно открыла для себя Павла Вежинова — болгарского писателя и драматурга. Очень советую.
Из поэтов мне по душе Александр Блок, Иосиф Бродский, Хорхе Луис Борхес, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский. Вообще, Россия богата замечательными поэтами — этим мы можем гордиться.
— Издавались ли вы уже «на бумаге»? И нужно ли это, если нынче есть интернет?
— Пару раз мои стихи печатали в местных газетах. Наверное, это хорошо. На бумаге, что ли, весомей, нежели в интернете, как будто вставил свой крохотный кирпичик в историю. Интернет у меня ассоциируется с чем-то быстротекущим, как река, нет — как канализационный слив. Сегодня популярен рыжий котик, а завтра его, да и тебя вместе с ним, смывает попа Кардашьян.
— Как вы считаете, для поэта интернет – это хорошо или плохо? Авторское право и интернет – насколько беспокоит вас такой вопрос?
— Я не люблю интернет, но шагать нужно в ногу со временем. Конечно, для поэтов и писателей это отличное место самовыражения: здесь и литературные порталы (Стихи.ру хотя бы), и собственный сайт, и группа ВК — зови знакомых, включай эффект сарафанного радио и радуй читателей. Насчёт авторского права сейчас много способов отследить, кто кого сплагиатил, поэтому проблемы не вижу. Часто сама находила свои стихи под чужими именами, но это даже забавно — произведение понравилось до такой степени, что присвоили себе.
— Где можно найти ваши стихи?
— Пока только на Стихи.ру и в моей группе ВК «Эвкалиптовый чай»
— Как по-вашему, надо ли оканчивать какое-то учебное заведение, чтобы стать поэтом?
— Надо обязательно читать! Читать хорошую современную литературу, классиков. Обязательно читать. Даже вспомнились слова Рэя Брэдбери, которого бесконечно люблю: «Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно».
— Давно ли вы пишете?
— Пишу около пяти лет. Хотя пишу — слишком громкое слово. Всё-таки учусь, развиваю свои писательские навыки в надежде, что когда-нибудь сама дам миру что-то по-настоящему ценное.
— Как вы относитесь к написанию стихов «под заказ»? Приходилось ли вам работать «чисто за деньги»? Можно ли относиться философски к коммерции в литературе?
— Моя профессия связана с рекламой: разработка слоганов, написание коммерческих текстов, в том числе и запоминающихся стишков. Поэтому я не вижу ничего плохого в том, чтобы зарабатывать на собственных навыках. Просто нужно разграничивать: здесь я работаю и получаю деньги, а тут я изливаю свою душу.
— Что приносит вам ваша поэзия? Конечно, не имея в виду материальную прибыль…
— Самоанализ. Начинаешь лучше понимать свои чувства, свои желания, самого себя. Написанное слово становится реальной и понятной вещью.
— Нравится ли вам кто-то из современных русских авторов?
— Есть у нас и сейчас замечательные авторы, которых стоит читать: Мария Семёнова, Стругацкие, Пелевин, Игорь Губерман со своими «перчёнными» гариками, Перумов. Ещё из малоизвестных поэтов хотелось бы упомянуть Марию Соколовскую, Алю Ветер, Кота Басё.
— Что вы читаете в настоящий момент?
— «У войны — не женское лицо» Светланы Алексиевич, которой присудили Нобелевскую премию. Очень тяжёлая книга.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Сейчас я пишу сюрреалистический роман под рабочим названием «Шаги слепых». Постапокалиптический мир. У большинства людей после потрясения развились психические отклонения. Чтобы выжить, они основали новую религию – культ безумного бога Делирия (слово «делирий» означает одно из психических заболеваний). В то же время некоторые люди сохранили разум, они прячутся от делирийцев и пытаются выжить в новом, совершенно сумасшедшем, мире.
Главный герой — молодой человек, слепой от рождения, несколько лет проживший с обезумевшей матерью, решается на самое тяжёлое в его жизни путешествие. Это будет роман об одиночестве, самопожертвовании, настоящей дружбе.
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА