Тамара Михеева: Писать надо так, чтобы, читая, хотелось поцеловать каждую строчку
Тамара Михеева справедливо считается одним из лучших детских авторов современности. Это подтверждают авторитетные литературные награды — Тамара является лауреатом Национальной премии «Заветная мечта» и премии им. С. В. Михалкова. Почётные звания присуждают взрослые, умные и понимающие, однако самая дорогая награда для детского писателя — это признание от тех, для кого он пишет. Ведь ребёнок любит сердцем, и эта любовь неподдельна. А книги Тамары Михеевой входят в первую десятку по популярности у юных читателей. Автор безошибочно знает, как завоевать сердце ребёнка. Она пишет о дружбе, преданности, первых чувствах. Пишет не просто интересно, но с искренним теплом и добротой…
— Тамара, расскажите про свою новую книгу «Дети дельфинов». Когда мы можем с ней познакомиться?
— Она выйдет в издательстве «КомпасГид» в сентябре. Я очень её жду, потому что эта книжка давно не издавалась, она про моих любимых дельфинов, про дружбу, а ещё там много приключений и прекрасные рисунки Ольги Брезинской.
— Если можно, что вы читали в свои детские и юношеские годы? Росли ли вы в читающей среде?
— Я выросла в очень читающей семье, пожалуй, у нас была одна из самых богатых семейных библиотек в городе. Любимыми книгами были «Динка» В. Осеевой, «Мэри Поппинс» П. Трэверс, , «Рони, дочь разбойника» А. Линдгрен, «Оставь окно открытым» С. Прокофьевой, завораживала сказка А. Шарова «Человек-горошина и Простак». Лет в двенадцать я открыла для себя Крапивина и перечитала всё, что смогла найти тогда. В этом же возрасте очень любила «Чучело» Железникова и «Два капитана» Каверина. И до сих пор люблю!
— А как началась ваша литературная биография?
— Вот недавно перебирала бумаги и нашла газету, в которой был напечатан мой первый рассказ — «Тай». Это челябинская газета «Свободные диалоги», очень хорошая, но просуществовала недолго, с неё началась моя литературная биография. Это было пятнадцать лет назад…
— Тамара, что необходимо, чтобы стать настоящим детским писателем? И — легко ли писать для детей?
— Я не знаю, что необходимо. Просто писать (улыбка). А писать для детей нетрудно, если это то дело, которое тебе по-настоящему нравится. Так с любым делом в жизни. Если оно доставляет тебе удовольствие, если ты кайфуешь в процессе, то разве может быть трудно? Трудно только когда не пишется. Когда наступают творческие кризисы, но и с ними постепенно учишься справляться и даже получать удовольствие от пауз и тишины.
Невозможно тех детей называть несмышлёнышами. Они знали про жизнь и смерть гораздо больше нас с вами
— Как вы считаете, сегодня дети те же, что и в позапрошлом, частично в прошлом веке? Несмышлёныши, не знающие до совершеннолетия, образно говоря, откуда дети берутся. Надо ли их оберегать от правды жизни? Надо ли с ними «сюсюкать» через книгу? Или стОит как-то более по-взрослому проявлять к ним понимание и уважение?
— Как ребёнок прошлого века, я ещё до школы знала, откуда берутся дети (улыбка). И это они-то несмышлёныши, дети 20 века? Однажды в школе мы брали интервью у учителей, которые были одноклассниками, их школьные годы пришлись на послевоенное время. Обычная сельская школа в глубинке. Чтобы помочь стране, в школе был организован инкубатор, все ученики приходили в школу в шесть утра каждый день! Кормили цыплят, ухаживали за ними, а потом в восемь утра начинались уроки. Или ещё меня потряс рассказ, как одной девочке, приехавшей из города, дали задание отвезти молоко в соседнюю деревню. Дали ей лошадь, запряжённую в телегу, и даже никто не подумал спросить, умеет ли она этой лошадью управлять. А ей стыдно было признаться. Справилась, довезла, говорит, что до сих пор не может забыть, как на каком-то повороте, телегу чуть не занесло. Невозможно тех детей называть несмышлёнышами. Они знали про жизнь и смерть гораздо больше нас с вами.
А сюсюкать с детьми не надо ни в жизни, ни в книге, и всегда, во все времена следует проявлять к ним уважение и понимание.
— Кто из детских писателей вам наиболее симпатичен?
— Наталья Евдокимова, Юлия Кузнецова, Нина Дашевская.
— Чего и насколько, по-вашему, сегодня не хватает детской литературе? А литературе вообще?
— Детской литературе очень не хватает профессиональной критики, сайтов и профессиональных журналов, где могло бы быть живое обсуждение процесса; некой общей площадки, где могли бы встретиться писатели, художники, издатели, критики и читатели. Хорошо, что есть «Папмабук», «Библиогид», «Kidreader», но хотелось бы, чтобы таких ресурсов было ещё больше и они имели большую аудиторию.
— Тамара, что в вашем понимании значит «хороший писатель»?
— Честный и искренний, и такой, чтобы, читая его, хотелось, как говорил Юрий Коваль, поцеловать каждую строчку.
— Каким вы видите будущее русской литературы? Как по-вашему, сегодня она переживает подъём, или наоборот?
— Я не специалист, но, на мой субъективный взгляд, всё-таки подъём. Особенно детская литература. Сколько новых, интересных писателей появилось в последнее десятилетие! Проходят семинары, конкурсы и премии, сколько появилось интересных издательств! Конечно, как и в любое время, есть то, что литературой язык не поворачивается называть, но всё-таки я думаю, что в процентном соотношении качественных текстов сейчас появляется всё больше. И хорошо, что мы такие разные. Тем интереснее.
Cюсюкать с детьми не надо ни в жизни, ни в книге, и всегда, во все времена следует проявлять к ним уважение и понимание
— Какую из своих книг вы считаете самой удачной? Как родилась её идея? Когда начали её писать, предполагали ли вы, что её ждёт успех?
— Ну, я все свои книги люблю. Каждая из них пришла ко мне в своё время и была необходима. Критики и библиотекари, мне кажется, больше любят мои «Лёгкие горы», мамы маленьких детей — «Жили-были карандаши», а подростки — «Не предавай меня!» и «Когда мы остаёмся одни». А если думать про успех или неуспех, когда пишешь, то никогда ничего не напишешь.
— Как вы относитесь к ненормативной лексике в литературе? Есть ли определённые условия, когда можно допустить её употребление?
— Это личное дело автора. Если он не может обойтись без ненормативных слов, то это его выбор. Но как-то же обходились Достоевский, Платонов и даже те, кто писали о войне. А я не думаю, что все, о ком они писали, говорили исключительно высоким литературным языком.
— Как мастер речи, что вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка и хотя бы простой грамотности? Молодёжь читает только «посты» в «инете». В школах всё чаще попадаются малоэрудированные и с трудом грамотные учителя. Можно ли с этим что-то сделать?
— Можно. Надо поднять авторитет профессии учителя, сделать её престижной. Чтобы администрация школы не вынуждена была брать на работу первых попавших людей, лишь бы закрыть дыры в штатном расписании, а чтобы был конкурс на учительское место, чтобы в школу шли лучшие из лучших. И это реально, если зарплаты учителей будут примерно такие, как у чиновников. Будут грамотные учителя, воспитатели в детских садах — будет расти грамотное поколение, которое в свою очередь будет воспитывать грамотных детей.
Если думать про успех или неуспех, когда пишешь, то никогда ничего не напишешь
— Легко ли нынче издаваться? Да и надо ли, если есть такая замечательная вещь, как интернет?
— Иногда легко, иногда трудно, всё зависит от текста. Но всё-таки сейчас, мне кажется, гораздо легче, чем пять и, уж тем более, десять лет назад. Интернет книгам не помеха. Детскую книгу всё равно хочется иметь в «живом» варианте, да и хорошую взрослую тоже.
— Если бы вы сейчас выбирали любую точку земного шара, куда бы полетели?
— В секвойя-парк в Калифорнии, Латинскую Америку и на все греческие острова по очереди!
— Если бы случилось чудо, и вы вновь вернулись в свои тринадцать лет, что бы вы себе пожелали?
— Быть смелой, честной, слушать своё сердце и верить, что всё самое интересное только начинается!
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА