Тамара Михеева: Писать надо так, чтобы, читая, хотелось поцеловать каждую строчку

Тамара Михеева справедливо считается одним из лучших детских авторов современности. Это подтверждают авторитетные литературные награды — Тамара является лауреатом Национальной премии «Заветная мечта» и премии им. С. В. Михалкова. Почётные звания присуждают взрослые, умные и понимающие, однако самая дорогая награда для детского писателя — это признание от тех, для кого он пишет. Ведь ребёнок любит сердцем, и эта любовь неподдельна. А книги Тамары Михеевой входят в первую десятку по популярности у юных читателей. Автор безошибочно знает, как завоевать сердце ребёнка. Она пишет о дружбе, преданности, первых чувствах. Пишет не просто интересно, но с искренним теплом и добротой…

— Тамара, расскажите про свою новую книгу «Дети дельфинов». Когда мы можем с ней познакомиться?
— Она выйдет в издательстве «КомпасГид» в сентябре. Я очень её жду, потому что эта книжка давно не издавалась, она про моих любимых дельфинов, про дружбу, а ещё там много приключений и прекрасные рисунки Ольги Брезинской.
— Если можно, что вы читали в свои детские и юношеские годы? Росли ли вы в читающей среде?  
— Я выросла в очень читающей семье, пожалуй, у нас была одна из самых богатых семейных библиотек в городе. Любимыми книгами были «Динка» В. Осеевой,  «Мэри Поппинс» П. Трэверс, , «Рони, дочь разбойника» А. Линдгрен, «Оставь окно открытым» С. Прокофьевой, завораживала сказка А. Шарова «Человек-горошина и Простак». Лет в двенадцать я открыла для себя Крапивина и перечитала всё, что смогла найти тогда. В этом же возрасте очень любила «Чучело» Железникова и «Два капитана» Каверина. И до сих пор люблю!
— А как началась ваша литературная биография?
— Вот недавно перебирала бумаги и нашла газету, в которой был напечатан мой первый рассказ — «Тай». Это челябинская газета «Свободные диалоги», очень хорошая, но просуществовала недолго, с неё началась моя литературная биография. Это было пятнадцать лет назад…
— Тамара, что необходимо, чтобы стать настоящим детским писателем? И — легко ли писать для детей?
— Я не знаю, что необходимо. Просто писать (улыбка).  А писать для детей нетрудно, если это то дело, которое тебе по-настоящему нравится. Так с любым делом в жизни. Если оно доставляет тебе удовольствие, если ты кайфуешь в процессе, то разве может быть трудно? Трудно только когда не пишется. Когда наступают творческие кризисы, но и с ними постепенно учишься справляться и даже получать удовольствие от пауз и тишины.

Невозможно тех детей называть несмышлёнышами. Они знали про жизнь и смерть гораздо больше нас с вами

— Как вы считаете, сегодня дети те же, что и в позапрошлом, частично в прошлом веке? Несмышлёныши, не знающие до совершеннолетия, образно говоря, откуда дети берутся. Надо ли их оберегать от правды жизни? Надо ли с ними «сюсюкать» через книгу? Или стОит как-то более по-взрослому проявлять к ним понимание и уважение?  
— Как ребёнок прошлого века, я ещё до школы знала, откуда берутся дети (улыбка). И это они-то несмышлёныши, дети 20 века? Однажды в школе мы брали интервью у учителей, которые были одноклассниками, их школьные годы пришлись на послевоенное время. Обычная сельская школа в глубинке. Чтобы помочь стране, в школе был организован инкубатор, все ученики приходили в школу в шесть утра каждый день! Кормили цыплят, ухаживали за ними, а потом в восемь утра начинались уроки. Или ещё меня потряс рассказ, как одной девочке, приехавшей из города, дали задание отвезти молоко в соседнюю деревню. Дали ей лошадь, запряжённую в телегу, и даже никто не подумал спросить, умеет ли она этой лошадью управлять. А ей стыдно было признаться. Справилась, довезла, говорит, что до сих пор не может забыть, как на каком-то повороте, телегу чуть не занесло. Невозможно тех детей называть несмышлёнышами.  Они знали про жизнь и смерть гораздо больше нас с вами.
А сюсюкать с детьми не надо ни в жизни, ни в книге, и всегда, во все времена следует проявлять к ним уважение и понимание.
— Кто из детских писателей вам наиболее симпатичен?
— Наталья Евдокимова, Юлия Кузнецова, Нина Дашевская.
— Чего и насколько, по-вашему, сегодня не хватает детской литературе? А литературе вообще?
— Детской литературе очень не хватает профессиональной критики, сайтов и профессиональных журналов, где могло бы быть живое обсуждение процесса; некой общей площадки, где могли бы встретиться писатели, художники, издатели, критики и читатели. Хорошо, что есть «Папмабук», «Библиогид», «Kidreader», но хотелось бы, чтобы таких ресурсов было ещё больше и они имели большую аудиторию.
— Тамара, что в вашем понимании значит «хороший писатель»?
— Честный и искренний, и такой, чтобы, читая его, хотелось, как говорил Юрий Коваль, поцеловать каждую строчку.
— Каким вы видите будущее русской литературы? Как по-вашему, сегодня она переживает подъём, или наоборот?  
— Я не специалист, но, на мой субъективный взгляд, всё-таки подъём. Особенно детская литература. Сколько новых, интересных писателей появилось в последнее десятилетие! Проходят семинары, конкурсы и премии, сколько появилось интересных издательств! Конечно, как и в любое время, есть то, что литературой язык не поворачивается называть, но всё-таки я думаю, что в процентном соотношении качественных текстов сейчас появляется всё больше. И хорошо, что мы такие разные. Тем интереснее.

Cюсюкать с детьми не надо ни в жизни, ни в книге, и всегда, во все времена следует проявлять к ним уважение и понимание

— Какую из своих книг вы считаете самой удачной? Как родилась её идея? Когда начали её писать, предполагали ли вы, что её ждёт успех?
— Ну, я все свои книги люблю. Каждая из них пришла ко мне в своё время и была необходима. Критики и библиотекари, мне кажется, больше любят мои «Лёгкие горы», мамы маленьких детей — «Жили-были карандаши», а подростки — «Не предавай меня!» и «Когда мы остаёмся одни».  А если думать про успех или неуспех, когда пишешь, то никогда ничего не напишешь.
— Как вы относитесь к ненормативной лексике в литературе? Есть ли определённые условия, когда можно допустить её употребление?
— Это личное дело автора. Если он не может обойтись без ненормативных слов, то это его выбор. Но как-то же обходились Достоевский, Платонов и даже те, кто писали о войне. А я не думаю, что все, о ком они писали, говорили исключительно высоким литературным языком.
— Как мастер речи, что вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка и хотя бы простой грамотности? Молодёжь читает только «посты» в «инете». В школах всё чаще попадаются малоэрудированные и с трудом грамотные учителя. Можно ли с этим что-то сделать?
— Можно. Надо поднять авторитет профессии учителя, сделать её престижной. Чтобы администрация школы не вынуждена была брать на работу первых попавших людей, лишь бы закрыть дыры в штатном расписании, а чтобы был конкурс на учительское место, чтобы в школу шли лучшие из лучших. И это реально, если зарплаты учителей будут примерно такие, как у чиновников. Будут грамотные учителя, воспитатели в детских садах — будет расти грамотное поколение, которое в свою очередь будет воспитывать грамотных детей.

Если думать про успех или неуспех, когда пишешь, то никогда ничего не напишешь

— Легко ли нынче издаваться? Да и надо ли, если есть такая замечательная вещь, как интернет?
— Иногда легко, иногда трудно, всё зависит от текста. Но всё-таки сейчас, мне кажется, гораздо легче, чем пять и, уж тем более, десять лет назад. Интернет книгам не помеха. Детскую книгу всё равно хочется иметь в «живом» варианте, да и хорошую взрослую тоже.
— Если бы вы сейчас выбирали любую точку земного шара, куда бы полетели?
— В секвойя-парк в Калифорнии, Латинскую Америку и на все греческие острова по очереди!
— Если бы случилось чудо, и вы вновь вернулись в свои тринадцать лет, что бы вы себе пожелали?
— Быть смелой, честной, слушать своё сердце и верить, что всё самое интересное только начинается!

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика