Андрей Усачёв: «Я бы не хотел возвращаться в тринадцать. Это очень сложный мучительный возраст. Разговоры о безоблачном счастливом детстве – миф. Быть взрослым проще и приятнее»

Андрей Усачёв – любимый детский автор, на чьих сказках и стихах выросло не одно поколение россиян. Все помнят и знают его оранжевого верблюда, умную собачку Соню, «Весёлую карусель» и многое-многое другое. Сегодня Андрей Алексеевич в гостях у нашего литературного портала.

— Андрей Алексеевич, а что вы сами читали в детстве и юности? На каких книгах росли? Кто были ваши любимые писатели, герои?  Насколько была в почёте литература в вашей семье?
— Стихов в детстве я не читал, а читал нормальные «мальчиковые» книжки: сказки, приключения, фантастику…  Жюля Верна, Вальтера Скотта, Фенимора Купера, Стивенсона, Майна Рида, Ефремова, конечно, «Приключения Незнайки» Носова и «Волшебника Изумрудного города» Волкова, а «Урфина Джюса» перечитывал, наверное, раз десять! И почти столько же — «Двух капитанов» Каверина. Позднее, когда вышла Библиотека Всемирной литературы (Спасибо Горькому!), читал почти всё подряд – по мере выхода томов. Мама очень любила и до сих пор любит поэзию, но она тогда работала в школе, и времени на чтение у неё оставалось мало. Теперь – на пенсии – навёрстывает упущенное. Я в семье был, наверное, самым читающим.
— Как началась ваша литературная биография?
—  Короткий вопрос, но длинная история. К стихотворству меня подтолкнула музыка. Я был барабанщиком в школьной группе, и мы сами, как и полагается, писали песни. Первые стихи возникли в десятом классе, как тексты песен. А настоящую поэзию мне открыл Давид Тухманов, потрясший всю страну своим гениальным альбомом «По волнам моей памяти» — я, как и многие, бросился выяснять, а кто такие были ваганты, и когда жила странная Сафо, и что ещё написал Бодлер. Вот тогда я и влюбился в поэзию. И сам стал писать лирические стихи. А затем – юмористические. Так и докатился – до детских. Но это было уже позднее – лет в двадцать пять…
— Что необходимо, чтобы стать детским автором? Надо ли для этого уже иметь своих детей или достаточно просто любить жизнь и самому оставаться в душе ребёнком? Вообще, писать для детей – чем это отличается от того, чтобы писать для взрослых?
— Как стать детским писателем? Не знаю. У всех это бывает по-разному. Кого-то к этому подталкивают собственные дети. Я начал писать, когда детей у меня ещё не было. Видимо, во мне сохранилась детская мечтательность. А мечтательность – одна из важнейших черт, присущих любому пишущему. И насчёт отличия «детской литературы» от «взрослой» — тоже точного ответа нет. Ни у меня, ни у кого-либо другого. Есть яркие и афористичные замечания, типа: «Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше». Но это только афоризмы и не более. Для себя я вывел такую формулировку: «Детская книга — это книга, понятная даже детям». Сказки Пушкина, в этом смысле, детские книги.
— Как вы считаете, а сегодня дети те же, что и в прошлом веке? Вносит ли эпоха какие-то коррективы в работу детского автора?
— Дети всегда остаются детьми, в каком бы веке они ни жили. Впрочем, как и все люди. Чем, собственно, дети отличаются от взрослых? Тем, что они более открытые, доверчивые и беззащитные. Это уже потом они обрастают жёсткими перьями, клювами, когтями и зубами. А в начале жизни они легко готовы верить в любое чудо… Когда говорят, что нынешние дети сильно отличаются от нас, я не согласен. Конечно, на них обрушивается больший поток информации, и темп жизни значительно убыстрился, но в мироустройстве ничего существенно не изменилось. Свои коррективы этот новый темп жизни вносит: нужно писать короче, ёмче, сюжетнее… Но это уже проблема внутреннего писательского темпа. И, кстати, я в своём детстве тоже пролистывал длиннющие описания природы и экскурсы в географию у любимого мной Жюля Верна.
— Грустный сюжет – насколько это уместно в детской литературе? А печальный конец? И почему вы сами в этом плане всегда щадите детей?   
— Относительно грустного сюжета и печального конца – вопрос, достойный не одной диссертации. Если конспективно, то детство – слишком растянутое понятие. У детей до трёх лет – один психотип, от трёх до шести – другой. Детей от шести до десяти интересуют книги, которые им не очень интересны в одиннадцать-тринадцать. А подростки – это уже совсем другая публика. То, что пугает трёхлетних детей, смешит пятиклассников. А то, что пугает пятиклассников, совершенно не волнует первоклашек. Подростков тянет к грустным сюжетам и печальным концам. А маленьким жизненно необходима радостная, оптимистическая литература. Потому что это тот запас радости, который пригодится им на всю оставшуюся жизнь. Что же касается моих писательских установок: литература в определённом смысле должна противостоять жизненной рутине, которая преподнесёт человеку множество грустных сюжетов и печальных концов. Поэтому нужно успеть заложить в маленького человека надёжный фундамент прочности и оптимизма. Взрослые могут пить водку и питаться суррогатами, но детей следует поить хорошим молоком и кормить здоровой пищей.
— Если можно, кто из детских писателей, русских и нерусских, нравится вам? И кого из современных авторов вы бы порекомендовали для внеклассного чтения нашим школьникам?
— Вся отечественная классика – от Чуковского, Маршака, Хармса до Заходера, Берестова, Коваля – безусловно. И западная классика – Редьярд Киплинг, Марк Твен, Фрэнк Баум, Памела Трэверс, Алан Милн, Туве Янссон… Из последних западных классиков очень люблю Дика Кинг-Смита и, особенно, Роуальда Даля.
В современной литературе мне очень нравится чудесные сказки Евгения Клюева, Марины Потоцкой, стихи Григория Кружкова, Галины Дядиной, Тима Собакина, Михаила Яснова, Сергея Махотина… Вообще, у нас множество замечательных детских поэтов. Думаю, что в детской поэзии мы на первом месте (а не только в области балета!) С прозой – хуже.
— Чего и насколько, по-вашему, сегодня не хватает детской литературе? А литературе вообще?
— Нам традиционно не хватает хорошей прозы (особенно – сказочной), западу – поэзии. А вообще, литература – самодостаточный организм, если в ней чего и не хватает, то она со временем выработает в себе необходимые ей элементы. Не стоит судить о тысячелетнем дереве по последним веточкам: эти захиреют, подрастут другие…
— Если можно, расскажите про ваше сотрудничество с Петром Синявским. Вообще, про ваши песни – ведь у вас их целый «капитал»!
— Не знаю, можно ли назвать наши отношения с Петром Алексеевичем Синявским сотрудничеством? Правильнее было бы их назвать дружбой. И добрососедством: мы живём, хотя и на разных сторонах Садового кольца, но почти напротив друг друга. С Петром мы дружим почти тридцать лет, с тех пор как я делал газету «Трамвай ¹МЫ», потом мы затеяли с ним на телевидении детскую музыкальную передачу «Кварьете «Весёлая квампания», выходившую в 1995-1996-х годах и для которой написали большое количество детских песен. У нас даже есть пара общих песенок, где я оказался «квампозитором»… Композиторами ни я, ни Пётр Синявский, бывший в молодости прекрасным трубачом, себя не называем и не считаем. И ещё у нас есть одна общая книжка с нотами «Кварьете «Весёлая квампания». И должна выйти «Английская каша», в которой мы снова с ним соседствуем. Вообще, это очень непросто – существовать под одной обложкой, и приятно, когда рядом оказываются друзья.
А относительно детских песен – это отдельная большая тема. Песен для детей у меня скопилось достаточно много, в некоторых из них я сам «квампозиторствовал», но мне повезло и с настоящими композиторами: Максимом Дунаевским, Теодором Ефимовым, Александром Пинегиным… И хотя издательства в последние двадцать лет практически прекратили издавать песенные сборники, да и кино, популяризировавшее песни для детей, не создало за это время ни одного шедевра, песенки наши каким-то образом просачиваются в репертуар детских садов, школ, музыкальных коллективов. А значит, мы не зря работали.
— Что вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка, хотя бы просто грамотности? Как приучать детей больше читать?
— Разговорный и бытовой язык всегда отличались от литературного. Тут уж ничего не поделаешь. Поэтому важно, чтобы писатели грамотно писали, редакторы редактировали, а корректоры добросовестно делали свою работу. То же требуется и от наших телеведущих. Вообще, каждый должен профессионально выполнять свои обязанности.
Грамотность – дело министерства образования, а вот чистота языка – понятие сложное. Наш «великий и могучий» испытывал множество влияний, связанных с геополитикой: тут и татаро-монгольское иго, и европейские влияния после правления Петра… Но именно поэтому он такой богатый и могучий, что в него, как в Волгу, вливалось множество рек, речек и ручейков. Предпоследний катаклизм произошёл в 1917-м году, когда наступила эпоха новых реалий, и даже появился так называемый новояз, с новыми понятиями и словообразованиями… Однако потом всё утряслось. Думаю, и последнее размывание берегов, вследствие мировой глобализации и всеобщей компьютеризации, мы переживём. В таких случаях, как после весеннего паводка, всегда появляется некоторая муть, которая поднимается и со дна, и обрушивается сверху в реку. Это естественная муть. Со временем всё войдёт в свои берега и отфильтруется.  Компьютерный сленг и смс-стиль тоже явления временные. На днях один знакомый написал мне в конце письма: «…Если можете, пришлите контакт, плз!» Так вот, в этом «плз» несколько составляющих: с одной стороны, оно короче «пожалуйста!», с другой — в нём некая защитная ирония, несерьёзность просьбы, а с третьей – оно свидетельствует о современности и продвинутости просящего. Хотя последний был солидных лет. В ответ я прислал контакт. И в конце письма прибавил: «Успхв!»
Человек всё понял и больше своих «плзов» не присылал.
— Какую свою книгу вы считаете самой лучшей? Расскажите про неё?
— Книги для писателя – то же, что дети. Как можно сказать: это мой лучший ребёнок? Наверное, правильнее сказать: «этот самый успешный», или «эта самая смешная»… а «у той не всё гладко в жизни, но я всё равно её люблю»… Если речь об успешности, то, наверное, моя самая успешная и переиздаваемая книжка  — «Умная собачка Соня». Однако она была написана за двадцать лет до «Школы снеговиков»… Так что шустрые снеговики, может быть, ещё и обойдут её!
— Когда можно почитать вашу новую книгу?
— У меня каждый год выходят две-три новые книги. Сейчас жду выхода «Страны Медведии». Должна получиться довольно любопытная книжка, так как изначально это была «Весёлая азбука», придуманная художником Натаном Альтманом ещё в тридцатые годы прошлого века, и стихов в ней не предполагалось. По просьбе издательства «Гешарим-Мосты культуры» я сделал к картинкам подписи в стихах. Надеюсь, они не испортили замечательные рисунки, и книга понравится и обычным читателям, и любителям Альтмана.
— Авторское право и интернет – как вы относитесь к этому вопросу?
— Интернет только одна из областей человеческой деятельности, и, конечно, он должен быть в общем правовом пространстве. А воровать, где бы то ни было, — в обычной или виртуальной реальности – нехорошо.
— Если бы вы могли выбрать любую точку земного шара, куда бы вы, не задумываясь, отправились в путешествие?
— В Новую Зеландию.
— Если бы случилось чудо, и вы вновь вернулись в свои тринадцать лет, что бы вы себе пожелали?
— Я бы не хотел возвращаться в тринадцать. Это очень сложный мучительный возраст. Разговоры о безоблачном счастливом детстве – миф. Быть взрослым проще и приятнее.
— И что бы вы хотели пожелать своим юным коллегам, которые только начинают творческий путь и будут сталкиваться на нём со всякими трудностями и искушениями?
—  Сохранять веру в то, что мир не так уж плох, и в то, что книга – не единственный путь спасения от одиночества.

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика