Лада Негруль: «Актёрство и поэзия — это совмещение необходимого с ещё более необходимым»
Лада Негруль известна в первую очередь благодаря свой актёрской биографии. Она играет в театре «Русский Дом», успешно снимается в кино и сериалах. Но вторая ипостась этой творческой личности — поэзия. Лада пишет стихи, некоторые из них кладёт на музыку и исполняет. И поэтому сегодня мы поговорим о поэзии и о литературе в целом с нашей прекрасной гостьей Ладой Негруль.
— Лада, какую роль играет поэзия в вашей жизни?
— Огромную! Я начала писать стихи с тринадцати лет. С тех пор не могу без этого, это как дышать. Если долго не пишу, задыхаюсь. Ну и, конечно, есть потребность писать не для себя, а делиться с другими. Поэтому, как только что-то новое сочиню — публикую в интернете, и то, что есть отклики, и люди пишут, что они точно так же чувствуют и думают — это большая помощь, источник вдохновения и мотив для дальнейшей работы. Точно так же, как и добрые слова про актёрские работы. Я очень благодарна зрителям за поддержку.
— Влияют ли звёзды на судьбу человека, в том числе на его творческие способности? Бывают ли артисты «от рождения»?
— Наверное, звёзды на нас влияют, если даже мощнейшие отливы и приливы в океанах происходят под влиянием Луны, то что говорить о нас, таких незащищённых от космических воздействий. Просто очень много развелось астрономов-шарлатанов, которые штампуют типовые комплиментарные прогнозы для всех знаков зодиака. Но то, что бывают актёры «от рождения» как вы говорите — то это конечно же, СВЫШЕ, но не от звёзд, а от Бога. Говорят же «актёр от Бога» или «Богом поцелованный». Таких у нас раньше было множество, теперь всё реже встречаются, как вымирающий вид… Но ещё они есть, важно, чтобы актёр был личностью, а не просто пластилином в чьих-то руках.
— У вас очень известная фамилия. Расскажите немного о своей семье! А также о своём детстве: как росли, как полюбили литературу… Кого читали в детстве и юности? Кто были ваши любимые герои?
— Самым известным в моей семье был мой дед — по отцовской линии, он был профессором виноградарства, до сих пор на его могиле на Новодевичьем кладбище можно всегда увидеть свежие цветы, скорее всего, от учеников — так приятно, что его помнят и знают. А актерско-режиссёрскую линию начали мы с сестрой сами, никто не помогал, в роду актёров не было. Я поступила во ВГИК к С.Ф.Бондарчуку и И.К.Скобцевой, а сестра в 17 лет на режиссёрский к А.А.Васильеву и А.В.Эфросу. Сестра с детства была режиссёром — два раза в год на мой и её день рождения ставила пьесы собственного сочинения, а я вместе с другими нашими сверстниками-друзьями в них играла. Это были настоящие спектакли, с костюмами, со зрителями, все наши педагоги из школы и мамины друзья приходили смотреть. Из той детской «студии» поступили почти все — кто на актёрский, кто на операторский, кто на режиссёрский. (Кстати, с нами начинал Дима Певцов, ныне уже народный артист). Вот так мы и заболели этим делом и разлюбить его уже не смогли. С литературой у нас в детстве было всё в порядке — мама заведующая библиотекой. Она приучила нас к хорошим книгам. Обожала я с подросткового возраста Ф.Достоевского, М.Булгакова, Е.Шварца, М.Зощенко… Любимые герои в детстве — конечно, сказочные!
— Как родилось ваше первое стихотворение? Когда всерьёз поняли, что поэзия — это ваше?
— Первый стих, как уже сказала, был написан в тринадцать лет. Он был белым. С тех пор, как ни странно, белых стихов я больше не писала, не очень их люблю, считаю их не всерьёз стихами… А что поэзия — моё, поняла намного позже, когда уже пришло зрелое осознание жизни, поняла даже, что может быть, волею Провидения какое-то время я оставалась без актёрской работы, чтобы от этой «энергетической безвыходности» писалось лучше. Да, искусство действительно зачастую требует жертв. Это же касается и прозы, и моей книги об о. Александре Меня «И вот, Я с вами», когда я её писала, мне просто мешало всё, и я ушла в некий затвор, оставив на время любимую профессию.
— Помните ваш литературный дебют? Как он прошёл?
— Первая публикация у меня была, как это ни странно, не дома, а в Америке, в эмигрантском журнале. Но ещё раньше начались вечера, концерты, где я читала свои стихи и начала сотрудничать с гениальным, на мой взгляд, композитором, заслуженным деятелем искусств РФ Татьяной Сергеевой. Мы с ней стали возрождать некогда (в 19 веке) очень модный жанр мелодекламации. Я читаю, и на аудиодисках в том числе, свои стихи, а Татьяна под них импровизирует. Так из музыки и стихов при их слиянии получается нечто совершенно новое, третье.
— Сколько раз вы печатались, издавались? Где вас можно почитать?
— Стараясь идти в ногу с современностью, публикуюсь сейчас в основном в электронных изданиях, сколько раз это было — не считала. В московском издательстве «У Никитских ворот» в 2001 году вышел мой сборник стихов «Ладанка», его можно купить в храме Косьмы и Дамиана в Шубине, в Москве, в Столешниковом переулке.
— Какие поэты повлияли на ваш литературный стиль? Или он у вас свой, самостоятельный?
— Вторым вопросом вы сами ответили на первый! Да, мне очень важно никому не подражать, делать, как говорил Маяковский, «под себя». Конечно, и для вдохновения, и для собственного развития необходимо всегда читать поэзию, знать её лучшие образцы. Я очень люблю чужие хорошие стихи, а от плохих, если честно, просто страдаю! Список обожаемых мной поэтов велик, среди них Н.Гумилёв, Б.Пастернак, М.Цветаева, А.Ахматова, А.Блок, В.Высоцкий, А.Галич, Б.Окуджава, ну и Пушкин, разумеется!
— Как вы считаете, просто поэт и поэт-песенник — это две разные «профессии»? И не хлопотно ли их совмещать? А совмещать актёрство и поэзию — это область приятного и полезного?
— Поэт и поэт-песенник — конечно, две разные профессии, совершенно! Но смотря какой песенный жанр. Бардовская песня это одно, там музыка выдерживает серьёзную поэзию, а для эстрады нужно писать нарочито упрощённо, тут стихи должны превратиться в «слова» и стать даже несколько глуповаты. Я так не умею и уметь не хочу. Знаю, что мои стихи для музыкального сопровождения сложноваты, так мне не раз говорили композиторы. То есть для исполнения под гитару вряд ли подходят, поэтому я так ценю свой творческий союз с Татьяной Сергеевой. Актёрство и поэзия — это совмещение необходимого с ещё более необходимым. Причём трудно определить приоритет одного над другим.
— Пожалуйста, расскажите про вашу исполнительскую деятельность!
— Пою на концертах песни наших лучших бардов — прежде всего Александра Галича, женские песни Владимира Высоцкого, которые он писал для Марины Влади, песни Булата Окуджавы.
— Как вы относитесь к написанию стихов «под заказ»? Можно ли относиться философски к коммерции в литературе?
— А какая философия в коммерции? Это скорее материализм. Тут скорее идёт речь о поиске хлеба насущного, а не об искусстве. Хотя тоже — смотря как к этому относится. Если ни к чему не подходить как к «халтуре», то и заказ может быть плодотворным. Моцарт вот своё величайшее произведение «Реквием» написал на заказ, да и другие многие.
— Считаете ли вы, что человеку искусства все лучшие идеи посылаются «свыше»?
— Да, конечно, но не все. Есть и тёмные виды искусства, музыки… Когда не свыше, а «снизу» «диктуются». Но если произведения наполнены добром и светом, то чаще всего источник их вдохновения — божественный! Это самые счастливые моменты в творчестве, когда ты не замечаешь, что ты не трудишься, когда как бы «выдыхаешь» то, что создаёшь, и точно знаешь, что у тебя есть Соавтор! Становишься проводником Высшей Воли.
— Можно ли прожить на доход от творческой (литературной, исполнительской) работы? Приносит ли она вам какую-то материальную пользу? И правда ли, что творческий человек творит лучше, когда голоден?
— Насчёт голода не согласна. Верно другое — творится хорошо, когда плохо на душе. Или в счастье, в общем, не должно быть теплохладности, хорошо создаётся в крайних сильных эмоциональных состояниях. Наверное, прожить на своё творчеству могут те, у кого жанр более попсовый, нынче на поэзию никак не проживёшь! Я же выступаю в основном благотворительно, и, наоборот, трачу заработанные деньги на творчество — ведь их немало требует выпуск сборников и дисков.
— Как по-вашему, влияет ли поэт на общественную мысль? И что это может ему принести? Обязывает ли к чему-то? Должен ли он иметь гражданскую позицию? И отстаивать её открыто, даже если она идёт вразрез с мнением тех, кого он уважает и чьей дружбой дорожит?
— Думаю да, должен — и иметь гражданскую позицию, и отстаивать её публично, даже если чем-то рискуешь из-за этого, иначе грош цена твоим убеждениям. А быть честным и совестливым только для самого себя, тихонько «в тряпочку» — это не требует никаких усилий. Насчёт влияния поэтов и писателей, очень хотелось бы, чтобы они влияли, и всё больше. Но для этого, конечно, нужно быть личностью и гражданином!
— Что вы читаете в настоящий момент? А кого перечитываете время от времени?
— Книга, которую перечитываю всю жизнь, — Библия, точнее «Новый завет», это самая главная Книга. С удовольствием перечитывала не раз всех своих любимых поэтов и писателей, которых уже перечисляла. Но люблю вбирать в себя творчество целиком, например, недавно прочла всего В.Шендеровича, всего И.Бунина, сейчас принялась за «всего Довлатова».
— Над чем сейчас работаете? И когда и где можно найти ваши новые произведения?
— Из новых актёрских работ: только что прошла моя серия в очень симпатичном, на мой взгляд, сериале «Последний мент» на канале 5 Петербург с Гошей Куценко в главной роли. Снялась в художественных фильмах «Битва с экстрасенсами» и «Танцы со смертью», но они выйдут на экраны в течение года. А вся информация обо мне, все видео с ролями, все новые стихи и фотографии появляются по горячим следам на фейсбуке в «Группе творчества Лады Негруль». На стихи.ру публикую все свои стихи. Интернет же сейчас — пока самое свободное пространство!
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА