Ивар Калныньш: «Моя молодость» — библиографическая редкость»
Один из секс-символов советского кино, «бренд» Латвии, актёр и просто красивый мужчина Ивар Калныньш презентовал в Москве свою автобиографическую книгу «Моя молодость — СССР». В свойственной для прибалтов сдержанной манере, стоя перед публикой, с фирменным пикантным акцентом артист не только предельно корректно отвечал на вопросы, но и даже немножко побаловал пришедших своим красивым баритоном — оказывается, Калныньш записал диск с песнями Вертинского. «В основном, хотел вспомнить всё хорошее, но и без какого-то плохого тоже не получилось, а название придумал не я — редактура один из десяти вариантов выбрала», — заявил он.
Опоздав на полчаса, любимец женщин извинился и, что называется, с порога заявил, что писал книгу не он, а Елена Смехова, которая много лет назад брала интервью у него. «Я не писатель, я читатель», — отшучивался Ивар. — Я одним пальцем могу писать на планшете. Я могу только писать ручкой. Я надеюсь, что дух моего откровения сохранился». По словам актёра, презентации книги уже прошли в родной Риге, да так успешно, что виновнику торжества не досталось ни одного экземпляра «Молодости» — весь тираж был вмиг раскуплен буквально за полчаса, и «Моя молодость» стала «библиографической редкостью».
Отвечать на традиционные вопросы типа «расскажите, когда вы стали актёром» один из самых узнаваемых артистов советского кинематографа не стал, отсылая к автобиографии. «Все ответы в книге, я этот вопрос подробно описал», — на полном серьёзе отвечал Калныньш. Конечно, не могли не поинтересоваться почитатели таланта, что больше всего его огорчало при советской власти. А больше всего свободолюбивому латышу не нравился «железный занавес». «Это самое страшное, что мы жили в каком-то информационном голоде, нельзя было никуда поехать», — отметил актёр, вспоминая, что впервые он выехал из СССР в Стокгольм, который оказался «довольно скучным городом».
Зато ограничения передвижения компенсировались расцветом республиканских киностудий, которые частенько радовали зрителя качественным картинами. Достаточно вспомнить замечательную ленту «Театр» с Виа Артмане Рижской киностудии, где герой презентации сыграл молодого любовника Тома Фенелла. Оказывается, картина снималась в спартанских условиях: бюджет 300 тысяч советских рублей, съёмки шли в одном павильоне, а нужно было «изображать буржуазию», а о поездке в Лондон и речи не было. «Чего-то не хватало. Но это всё будоражило фантазию творцов. И режиссёр справился с одной декорацией», — вспоминает Калныньш.
Не обошлось на встрече и без острых политических тем: одна дама задала вопрос, мол, «чем объясняется природа неприязни прибалтов к русским?» Но такой подвох абсолютно не смутил профессионального актёра. «Вы жертва какой-то страшной демагогии. Я, например, в театре играю и на латышском, и на русском языке в той же Риге. Потому что Рига наполовину русский город. Это не значит, что все русские, но русскоговорящие, скажем так. Русских в Латвии, по-моему, 30 процентов», — спокойно прокомментировал Ивар.
Несмотря на свои 66, Калныньш — востребованный актёр, как у себя на родине, так и в России. По словам артиста, он занят в нескольких театральных проектах (в частности, а антрепризе «Мастер и Маргарита»), концертах, а недавно в Санкт-Петербурге закончились съёмки 12-ти серийного фильма с его участием. «Мы вас любим» — волнительно вскрикнула поклонница. — «Спасибо, взаимно, спасибо большое, что пришли», — поблагодарил Ивар Калныньш. Началась самая приятная часть презентации: автограф-сессия и «селфи» с поклонниками.
Сергей МИЗЕРКИН