Александра Маринина: «Я вообще не понимаю, что такое плохая книга»
Наверное, каждый из нас становился свидетелем неприятного для любого писателя момента: ещё вчера востребованная книга оказывается на помойке. Значит, плохая книга, плохой автор, думаем мы, раз его произведение выбросили. Но стоит ли так думать? Автор многочисленных современных детективов Александра Марина не боится, что её роман окажется не на книжной полке, а в стопке ненужных книг где-нибудь в подъезде или на улице. Почему? Выяснял корреспондент «Пиши-Читай»
На встречи с писателями приходят разные люди: одни испытывают уважение к любимому автору, а другие, напротив, стараются задать вопрос поострее, чтобы выступающего литератора поставить в неловкое положение: мол, пусть выкручивается. Вот так было и на одной из последних презентаций Марининой. Суть вопроса проста: купили книгу, прочитали-не дочитали, принесли в общественную библиотеку, выбросили в урну. «Факт того, что книга оказалась на помойке никак не свидетельствует ни о её уровне, ни об уровне её автора. Это означает только одно: этому человеку эта книга в этот момент его жизни не подошла. Она его чем-то не заинтересовала, чем-то не понравилась; он не считает для себя нужным хранить её дома, — подробно объясняет свою позицию писательница. — Это абсолютно не означает, что книга плохая, что автор плохой. Я вообще не понимаю, что такое плохая книга. Нет такого понятия. Это абсолютно субъективная штука».
В качестве наглядного примера она привела недавний случай из собственной практики, когда увидела в подъезде офиса своего литературного агента в центре Москвы (офис располагается в жилом доме) связку печатных изданий: «Люди иногда выносят абсолютно ненужные им книги, складывают стопочкой и ставят на лестницу. Я там, простите и собрание сочинений Артура Конан Дойля увидела. Но кому-то не нужно, не все же обязаны любить Конан Дойля. И не все обязаны любить Толстого. Нет такой книги — она ещё не написана и никогда не будет написана, — которую будет любить всё человечество!»
Интересно мнение «мастера современной прозы» и насчёт любимого писателя. Этот вопрос часто задают читатели, но, по всей видимости, не все авторы готовы сказать правду и выглядеть в глазах публики «некультурными». Автор расследований Насти Каменской честно призналась: у неё нет любимого отечественного и зарубежного писателя. «Каждый момент жизни моему уму и моему сердцу, скажем так, подходит то один, то другой автор. А одного любимого на все времена нет, — прямо заявила прозаик со всей строгостью следователя. — Я скажу честно: «Я не верю, когда мне какой-то человек говорит, вот, у меня есть книга — одна, самая любимая. А я сижу и думаю: «Милый, а ты что за всю жизнь не изменился: ты не вырос, ты не развивался, ты ничего нового не узнал, ты ничего не пережил, ты никого не похоронил? Ты такой же, какой ты был в 15 лет, а сейчас тебе 60?»
Сергей МИЗЕРКИН