Время как судьба. Ольга Суркова о фильмах кинорежиссёра Вадима Абдрашитова
В дни 37-го Московского международного кинофестиваля в одном из книжных магазинов столицы почти незамеченной общественностью прошла презентация книги известного киноведа Ольги Сурковой «Время как судьба в фильмах Вадима Абдрашитова»
Сам режиссёр прежде всего известен по таким знаковым фильмам, как «Плюмбум, или Опасная игра», «Охота на лис», «Остановился поезд» (все фильмы, за исключением студенческой работы, сняты по сценариям Александра Миндадзе). Именно Абдрашитов первым снял в «Магнитных бурях» ныне популярных актёров Чулпан Хаматову и Максима Аверина. В своей работе Суркова заново и очень личностно «пересматривает» вместе с читателями кинокартины Абдрашитова. Это не просто рассказ о творческом пути режиссёра, перемежёванный с многочисленными интервью создателя картин, это анализ его не всегда понятных с первого взгляда глубоко социальных и злободневных фильмов Вадима Юсуповича. «Для Ольги Евгеньевны эта книга — серьёзное исследование не от того, что оно такое скучное и академическое, а оттого, что глубокое по сути, скажем так», — отметил Абдрашитов.
Для кандидата искусствоведения Ольги Сурковой, которая всю свою творческую жизнь посвятила кино, «Время как судьба» — не первая книга. Она писала об Андрее Тарковском, Глебе Панфилове. Но никто из режиссёров, по её мнению, за исключением, пожалуй, легендарного Эльдара Рязанова (да и то в своём жанре кинокомедии) не пытались объяснить время, то, что происходило со страной в 70-е, 80-е, 90-е годы.
«Но я никогда — я не знаю, может кто-то меня поправит — не видела кинематографиста, который из фильма к фильму рассказал о том времени, в котором лично я жила, — убеждена киновед. — Абдрашитов не просто о том времени рассказывал, он говорил о тех, как мы говорим «диалектических противоречиях», которые, собственно говоря, это время толкали дальше. Толкали, к сожалению, в самых драматических направлениях. Почему это происходило, как это происходило, и как люди становились всего лишь невольными соучастнками этого процесса и переживали те драмы, которые были вызваны не какими-то особенностями психологического склада, нервной системы, партнёрами, с которыми они общались, а вот тем самым временем, в которое они попадали, и жертвами которого в той или иной форме становились. Поэтому название такое «Время как судьба». Не наша судьба индивидуальная, а та наша судьба, которая индивидуально складывается в зависимости от времени. И это совершенно уникальное явление, которое являет собой кинематограф Абдрашитова».
Сам режиссёр «Плюмбума» поблагодарил Ольгу Евгеньевну за «замечательную» книгу о своих фильмах, отметив, что она «последовательный критик отечественного кино», одна из «чрезвычайно немногих» людей, которые понимают кинематографический процесс в целом, а не «обмысливают», как это делают многие (и порой блестяще) «отдельные, дискретные и какие-то локальные ситуации». «Я тоже считаю, что то, что происходит в современном кинематографе, это не отсутствие какого-то процесса, как утверждают многие, в том числе и достаточно толковые кинокритики, — сказал Вадим Абдрашитов. — На самом деле идёт некий чрезвычайно сложный процесс, но просто мало толковых перьев, мало голов, которые мог ли бы этот процесс описать и как-то объяснить».
Сергей МИЗЕРКИН