История жизни в картинках: 80 лет «папе» олимпийского Мишки Виктору Чижикову
Кто не знает талисмана Олимпиады-80 — обаятельного Мишку, лучшей эмблемы Игр? А создал этот всеми любимый образ гостеприимного медвежонка воистину народный художник Виктор Александрович Чижиков, который 26 сентября отметит 80-летний юбилей. Именно его иллюстрации к многочисленным детским книгам, популярнейшим журналам «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Крокодил» и многим другим изданиям на протяжении десятилетий с интересом рассматривала советская, а ныне и российская детвора
Ко дню рождения Чижикова в свет вышел подарочный альбом-книга «Мои истории о художниках книги и о себе», в котором содержатся все работы мастера. Маэстро, словно экскурсовод в картинной галерее, на страницах издания рассказывает о своём интересном творческом пути. Несмотря на высокую стоимость альбома — 3510 рублей — весь тираж, представленный на презентации, был раскуплен, а за автографами выстроилась длинная очередь.
«Я прекрасно помню, когда я ходил в детский сад в 1939 году, — начал свой неспешный рассказ народный художник России. — Я говорю про детский сад, потому что в этой книге я пишу фактически про всю свою жизнь. Тут есть такие эпизоды — они идут отдельными порциями небольшими, но они создают общее настроение жизни».
По словам знаменитого художника, рисовать он начал с детства — сначала в школьной стенгазете, потом стал делать наброски в альбоме — зарисовывал яркие персонажи, которые встречал в жизни. «Детство у меня было счастливым, потому что каждый день у меня были новые впечатления», — вспоминает автор олимпийского Мишки.
Кто бы мог подумать, что «путёвку в творческую жизнь» даст… сестра самого Антона Павловича Чехова, которая тоже была художником. 15-летний Виктор отдыхал в пионерлагере под Симферополем (а точнее сказать, работал художником-оформителем — брат устроил, так как путёвки были раскуплены) и там случайным образом (после посещения дома-музея Чехова в Ялте) познакомился с родственницей великого русского писателя, которая по достоинству оценила талант подростка. Юный художник так точно на бумаге изобразил одного «жутко смешного человека на пляже, который был похож на гриб-поганку», что Мария Павловна сразу признала «стервеца» — сотрудника музея, который вторую неделю после отпуска не выходил работу, а отдыхал в Гурзуфе.
«Меня по жизни ведёт интуиция просто. Вот я верный раб интуиции. Мне бесполезно что-либо обдумывать, — откровенничает детский иллюстратор. — Подчиняюсь интуиции, верю в первое впечатление при знакомстве с людьми и здорово ошибаюсь, но продолжаю верить в первое впечатление».
Именно интуиция, живое восприятие и, вне всякого сомнения, талант, помогли Виктору Александровичу не только плодотворно и успешно иллюстрировать детские книги и работать в многочисленных журналах, но и рисовать удивительно добрые и очень смешные шаржи. «Мне как художнику не так были интересны пейзажи, но меня всегда жутко интересовали люди. Поэтому отсюда шаржи, которые есть в этом альбоме. Раздел шаржей — он мой любимый вообще. Потому что там идёт постижение характера, манеры сидеть, ходить и так далее. Но для этого надо человека хорошо знать. Поначалу мне заказывали шаржи на деятелей литературы и искусства. Но интереснее мне всегда было делать шаржи на тех людей, которых я люблю (чисто по-человечески), которых уважаю. И многие люди, которые есть в «Моих историях о художниках книги» даже и не подозревают, что я на них рисую шаржи», — отметил член Союза художников и журналистов РСФСР.
И, конечно же читатели не могли не спросить, как создавался образ легендарного олимпийского Мишки. «Почему Мишка получился именно таким? — объясняет юбиляр. — Вы помните, в какой позе он стоял? Он стоит расправив плечи, спокойно, с приветливым лицом, с добрыми глазами, он должен приглашать к нам гостей. Но как приглашать — будьте добры, вот хлеб-соль. Нет, не так — он говорит: я вот такой, простой, люблю вас, заходите. Когда я представил себе чётко, что я хочу сделать, я так и сделал».
Сергей МИЗЕРКИН