Василий Аксёнов: роман в письмах
В издательстве АСТ вышла книга «Ловите голубиную почту», полностью состоящая из писем писателя Василия Аксёнова, кумира многих поколений. О ней подробно на книжной ярмарке Non/fiction рассказали поклонники его творчества: редактор Елена Шубина и составитель книги Виктор Есипов.
Мало кто не знает Василия Аксёнова. С его именем неразрывно связаны шестидесятые годы с его повестями «Коллеги», «Звёздный билет», «Апельсины из Марокко». Он самый популярный писатель того времени, создал первый неподцензурный журнал «Метрополь», после чего эмигрировал. Его продолжали читать в самиздате и тамиздате, и в конце восьмидесятых он вернулся на страницы «Юности» с романом «Остров Крым». Книга «Ловите голубиную почту» включила в себя письма с 1940 по 1990 годы. Практически от начала его писательской карьеры и до высшей популярности. Редактор Елена Шубина с Аксёновым работала ещё при его жизни. Под её редакцией вышло четыре книги Василия Павловича. Виктор Есипов стал заниматься наследием писателя в 2010 году, через год как его не стало. Первая книга вышла в 2012 году издательстве «Астрель», в 2014 году в издательстве «Эксмо» вышла книга «Одно сплошное карузо», задуманная как первый том его творческого наследия. И вот в АСТ вышла эта книга, которая, по словам Елены, представляет собой биографию Аксёнова.
Первое письмо было найдено совершенно случайно, это письмо его матери Евгении Гинзбург из Магадана. Во многом переписка связана с его семьёй, со многими шестидесятниками — людьми его круга: Беллой Ахмадуллиной, Борисом Мессерером, Булатом Окуджавой, Евгением Поповым. Есть также несколько писем Иосифу Бродскому и переписка с другими деятелями русской эмиграции: Владимиром Максимовым и Сергеем Довлатовым. Вся переписка долго хранилась за рубежом, и только после смерти Аксёнова все письма были перевезены в Россию и сейчас хранятся в Доме Русского Зарубежья. Виктор Есипов подчеркнул, что переписка проливает свет на многие факты о произведениях Василия Аксёнова, в частности о замысле его первой повести «Коллеги», которую сам писатель не любил. Письма его лишены академизма, даже самые сложные вопросы «он мог изложить ясно, просто и, самое главное, интересно и обычным человеческим языком».
Свой вклад в литературное наследие внесла Ирина Барметова, организатор фестиваля «Аксёнов-фест» в Казани и постоянный публикатор его текстов в журнале «Октябрь». Она подметила, что во многом это книга-диалог. Эта книга состоит не просто из написанных писем, но из тех, что путешествовали по свету. Они шли из Магадана, из Казани, из Америки. Письма его к Белле Ахмадуллиной хранил Борис Мессерер, а сам Аксёнов долго их не мог найти. И вот сейчас эта переписка соединилась в Москве, в том городе, который их когда-то разделил. «Они умели писать письма как диалоги» — сказала Барметова. Читая эту книгу, понимаешь что многие произведения Аксёнова во многом автобиографичны. По её мнению, по ним можно сделать прекрасный фильм. На «Аксёнов-фесте» по ним уже был поставлен спектакль, сопровождаемый джазом. Виктор Есипов предположил, что к юбилею со дня рождения в следующем году можно создать отдельную книгу, так как сохранился его дневник, радиопередачи с радио «Свобода», а также лекции Аксёнова в университетах. «Придётся её продолжить» — заключил Виктор Михайлович. Под конец своё мнение, по просьбе Шубиной, добавил литературовед Павел Басинский. Он подчеркнул, что эту книгу надо читать как роман, а не просто переписку. Аксёнов был прав, что роман изменился в ХХ веке и доказал это своей последней книгой».
Григорий КИРИЛЛОВ