В знаменитых литературных произведениях обнаружили мультифрактальность
Учёные исследователи 113 произведений мировой литературы и объяснили роль в них мультифрактальности. Чем же характеризуются такие книги и что в них особенного?
Мультифракальностью в литературе называют творчество в стиле «поток сознания», характеризующееся каскадной структурой. Внимание исследователей привлекли творения известных авторов, пишущих на французском, немецком, английском, русском, польском, испанском и итальянском языках. Выделить наиболее мультифрактальные произведения помогли специальные графики и формулы. Анализ проводился по вероятности следования длинного предложения за длинным и ширине мультифрактального спектра. Для эксперимента отбирались только произведения, объём которых превышает 5 тысяч предложений.
Единственной мультифрактальной книгой, не принадлежащей к стилю «потока сознания», стал Новый Завет.
Для определения наиболее мультифрактального литературного шедевра были выбраны книги Оноре де Бальзака, Льва Толстого, Чарльза Диккенса, Умберто Эко, Фёдора Достоевского и других гениев литературы.
В результате оказалось, что произведение «Поминки по Финнегану» стало лидером на исследовательской шкале. Писатель Джеймс Джойс практически создал идеальное творение с позиции применения чистого математического мультифрактала. Яркими примерами таких сочинений стали и «Игра в классики» (Хулио Кортасар), а также «Волны» (Вирджиния Вульф).
Примечательно, что роман «Атлант расправил плечи», являющийся ярким примером стиля «поток сознания», показал достаточно низкий уровень мультифрактальности.
Физики уже порекомендовали использовать данную методику для более точного отнесения литературного произведения к конкретному стилю.
Ксения ТИТАРЕНКО