Алексей Венедиктов: «К антиутопии, как только к жанру литературы, я бы не стал относиться»
Антиутопии сбываются в реальной жизни. И писатели, которые сочиняют воображаемый мир, в своём роде провидцы. Такой вывод сделал главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в ходе встречи с читателями на тему «Антиутопии».
По его мнению, по крайней мере есть два романа-антиутопии в отечественной литературе, которые «сбываются на наших глазах». Это «День опричника» Владимира Сорокина и «Москва-2042» Владимира Войновича. «Когда уважаемый Александр Солженицын вернулся на родину, вы помните, как он возвращался? Ну не на коне, но на поезде. И я был среди тех, кто его встречал, — вспоминает Венедиктов. — Я в этой толпе бешеной был, такой же бешеный. Мне казалось, что это восстановление справедливости. И я не видел, что вся эта история — путешествие с Дальнего Востока, проезд через всю Россию — это выстроенный, замечательный театр, равный белому коню, уже описанному Войновичем».
«Как он до этого догадался? Каким образом он это описал? И продолжает всё сбываться: роль Церкви, отец Звездоний. Вот они в телевизоре. Почему, как, отчего? Поэтому к антиутопии, как только к жанру литературы, я бы не стал относиться», — вынес вердикт радиоведущий.
Главред популярной столичной радиостанции также пофилософствовал на тему справедливости. Это понятие, как известно, является ключевым элементом «нарисованного мира» утопий. «Утопии — это стремление к справедливости, которая, на мой взгляд, недостижима, а антиутопия — это взрыв справедливости, искусственный, через несправедливость», — убеждён журналист. — Что делает утопия и антиутопия? Она выстраивает и выравнивает».
Венедиктов отметил, что утопии в жизни и истории больше, чем на страницах книг. Достаточно вспомнить попытку построения нового утопического социалистического общества (согласитесь, попытка удалась), или те же самые социальные сети, где любой обладатель гаджета продолжает классические традиции утопии, создавая на своих страничках искусственный, воображаемый мир личного успеха с хорошо «отфотошопленными» или даже чужими фотографиями.
Сергей МИЗЕРКИН