Цена приключений. Не стремитесь к романтике путешествий, сильно рискуете утратить покой души до конца дней своих
Название книги: Зверинец Джемрака
Издательство: С-Пб: Азбука
Год издания: 2012
«…В мире есть царь: этот царь беспощаден, голод названье ему…» (Н.А. Некрасов)
Как высказалась одна моя коллега: «Я даже не представляла, что сегодня можно так писать! И в приключенческом жанре к тому же!» Авторитет этой дамы в вопросе оценки литературы неоспорим, потому я, не раздумывая и пяти минут, принялась за чтение. Должна согласиться, что книгу Кэрол Берч «Зверинец Джемрака» неизбежно ждёт оглушительный успех. Если же этого не случится, то над вкусами современной читающей публики можно горестно разрыдаться.
Выражение «в зобу дыханье спёрло» очень точно отражает ощущение, которое будет сопровождать читателя на протяжении всей книги о жизни и приключениях Джаффи Брауна, английского мальчика-бедняка. После того, как однажды в результате детского наивного порыва погладить настоящего бенгальского тигра, сбежавшего из городского зверинца, по бархатному носу, жизнь ребёнка взяла курс на, если так можно выразиться, познание тайн и глубин истинной человеческой сущности.
Книгу Кэрол Берч «Зверинец Джемрака» неизбежно ждёт оглушительный успех
Тигр, конечно, не стерпел столь наглой фамильярности, но хозяин зверинца, мистер Джемрак, всё-таки подоспел вовремя. После спасения мальчишки он взял его на работу, где герою предстояло ухаживать за животными. Здесь Джаффи знакомится с Тимом Линвером, быстро ставшим ему закадычным другом, и его сестрой Ишбель, будущей своей возлюбленной.
Пятнадцатилетним подростком Джаффи, вслед, разумеется, за Тимом, с которым он не уставал соперничать во всём, отправляется в экспедицию на китобойном судне за драконом (крупным вараном, на самом деле). В этом плавании как раз и начались все приключения. Каждый из мальчиков заплатил свою цену за экзотическую романтику.
Автор более чем убедительно доказала, что ситуации, когда выхода нет, бывают
А вот чья оказалась выше, кому в действительности больше повезло, узнаете, когда прочитаете роман. Автор более чем убедительно доказала, что ситуации, когда выхода нет, бывают. Во всяком случае, те, из которых, не утратив человеческого облика, не выпутаться. Всё самое нравственное восстанет в читателе, когда ему будут предложены убийственные аргументы. И всё это моральное, чем мы привыкли кичиться и определять как основное, что отличает нас от животных, рассыплется в прах, едва мы предпримем попытку поставить себя на место главных персонажей. Сообщество людей — тоже зверинец, только цивилизация позволила нам об этом забыть.
Цитата из «Железной дороги» Н.А. Некрасова, вынесенная мною в эпиграф, представляется мне, как нельзя более точно определяет центральную мысль произведения. По крайней мере, я больше никогда не поверю диетологам, которые советуют попить водички, когда хочется есть. Ага, сами пусть попьют, а голод — не тётка, всегда было известно. Блажен, кто не пережил экстремального голода. Например, мы не любим вспоминать, а иногда и знать боимся, чем приходилось питаться некоторым ленинградским блокадникам. Но это так, мрачно-лиричное отступление.
Я больше никогда не поверю диетологам, которые советуют попить водички, когда хочется есть
Роман безумно интересно читать, это — настоящие яркие приключения. Не откажу себе в удовольствии вставить небольшую цитату: «Внизу я первым делом увидел Джона, который шёл сменить меня. За ним большими шагами, стремительный и голодный, огромной горой возвышаясь над палубой, двигался дракон, высоко подняв свои чудовищные мускулистые передние лапы и растопырив когти. Улыбка играла на его длинной, похожей на камень, морде, вокруг глаз светились белые круги, отчего взгляд зверя казался мертвенным и безумным. Бледный раздвоённый змеиный язык мелькал, высовываясь на целый фут (…) Когти рептилии клацали по палубе. Я крикнул Джону: «Господи! Дракон!» Джон обернулся, издал нечеловеческий вопль — и всё смешалось в вихре безумия».
Но, главное, конечно же, это воспитание души читателя, своеобразный тест на вшивость: а я бы так смог, а как бы поступил я?
Однако идём дальше. Стиль всего произведения спокойный, чёткий, выдержанный, классический английский, я бы охарактеризовала. Не могу поспорить с «Mail on Sunday»: «Сложите вместе «Моби Дика», «Остров сокровищ» и «Сказание о старом мореходе», добавьте немного Диккенса — и вы получите «Зверинец Джемрака».
Сложите вместе «Моби Дика», «Остров сокровищ» и «Сказание о старом мореходе», добавьте немного Диккенса — и вы получите «Зверинец Джемрака»
Язык повествования органичен описываемой эпохе, социальной принадлежности персонажей и их профессиям. Во всяком случае, для меня диалоги были песней, слух ласкали, а не резали недостоверностью.
Характеры действующих лиц также раскрыты достаточно объёмно: все живые, ни одного откровенно картонного или хотя бы невнятного обнаружено не было.
Отмечу, что центральная тема не показалась мне смазанной даже в финальных главах, где авантюрная линия вроде бы сошла на нет, и описание сухопутных будней должно было бы, по логике, сбавить напряжение. Отнюдь. Лично мой интерес не угас до самых последних абзацев.
На мой взгляд, удивительного баланса удалось добиться автору. Будь «Зверинец Джемрака» просто приключениями, без усложнения моральным открытием, которое неизбежно пришлось совершить, я бы заскучала, возраст уже не тот. И, наоборот, окажись в руках «идейная» книжка, не украшенная искусно тигром и драконом, а также бескрайними морями, и пропитанная духом романтики, утомила бы наверняка, необходимого впечатления не произведя и нужной реакции не достигнув.
Не может, как мне кажется, столь талантливая вещь оставить хоть кого-то равнодушным
Одним словом, читая роман, я отдыхала, а душа моя трудилась, как ей и положено, «день и ночь». Знаете, искренне рекомендую, как раньше писалось, «широкому кругу читателей». Даже очень широкому. Не может, как мне кажется, столь талантливая вещь оставить хоть кого-то равнодушным. Приятного всем чтения! Да, чуть не забыла, не стоит бояться потрясения: волков (в душе своей, в данном примере) бояться — в лес не ходить. Мы же с вами не трусы ведь, верно?
Людмила ЧЕРНИКОВА