Юлия Шилова: «Моя миссия – делать женщин сильнее!»
Героями литературных романов известной писательницы Юлии Шиловой зачастую становятся люди, которых она встречает в реальной жизни. И именно перипетии нашей действительности в своё время послужили для Юлии катализатором для того, чтобы стать писателем. Огромным стимулом для автора является её общение со своими читателями. А психологическое образование помогает ей давать им дельные советы в нелёгких жизненных вопросах. Да и вся собственная жизнь Юлии запросто могла бы лечь в основу её романа…
— Юлия, что подвигло вас на литературный труд?
— Писателем я стала, можно сказать, случайно. До этого в жизни не написала ни одного стихотворения, ни одной строчки и даже не думала заниматься литературным творчеством. А это пришло, наверное, как любовь приходит к человеку, и вдруг неожиданно у меня пробудился такой дар. Как правило, такое случается, когда ты находишься в пограничном состоянии и кажется, что уже потерял всё, и терять тебе уже больше нечего. Вот в моменты таких депрессий и чудовищных передряг вдруг что-то пробуждается, и человек находит себя заново.
— Что же такое произошло в вашей жизни?
— Когда в 98-м году в стране случился дефолт, я была директором крупной фармацевтической компании, достаточно успешно занималась бизнесом. А тут вдруг бизнес прогорел. Пришлось распустить сотрудников за свой счёт, объявить компанию банкротом. Мой компаньон, с которым мы вместе вели дела, от безысходности застрелился. Тогда это были страшные времена, люди очень плохо реагировали на то, что произошло в стране, было много суицидов. Так что моя жизнь – сама как криминальная мелодрама. На тот момент, когда я потеряла бизнес, мне было очень страшно. Ведь я уже достигла того уровня жизни, к которому долго стремилась. И вдруг вот так остаться у разбитого корыта!.. В связи со всеми этими событиями я впала в чудовищную депрессию. Нет, я, конечно, знала, как правильно общаться с конкурентами, которые вставляют палки в колёса, как вести себя с партнёрами по бизнесу, когда они тебя подставляют. Но когда вот так с тобой поступило государство!.. Я больше не могла представить, как можно в такой стране делать бизнес.
Моя жизнь – сама как криминальная мелодрама
— У вас уже была семья?
— Да, на тот момент я была замужем, у меня было двое детей. Младшей дочке было восемь месяцев. Но, в силу того, что у меня было много работы, личная жизнь не складывалась, и я решила расстаться с супругом. Потому что, когда рухнул мой бизнес, он, вместо того, чтобы меня поддержать, стал злорадствовать: наконец-то, мол, ты станешь простой бабой, которая будет сидеть дома. Всё, что я могла на тот момент сделать, — это собрать его вещи и отправить на вольные хлеба. Так что кризис произошёл не только в стране, но и в моей семье. Потеряв всё на свете, я осталась одна с маленькими детьми.
Тогда-то я и решила написать свою первую книгу. Потому что во мне накопилось столько чувств, эмоций и переживаний, что мне захотелось от них избавиться. Когда я начала писать, то почувствовала, что сама себя лечу своей же книгой. То есть это была своего рода терапия. Потому что в реальной жизни у меня были маленькие дети, одиночество, полная потеря всего. А в книжной истории – роскошная жизнь, в которой я пряталась от суровой действительности. Там мне становилось гораздо интереснее. А в реальную жизнь даже не хотелось возвращаться. Так был написан мой первый роман. При этом мне одной было очень тяжело растить детей. Они часто болели, я вызывала «Скорую», не спала ночами. Так что в то время я даже не думала публиковаться – писала просто для себя, потому что мне нужно было выйти из этого депрессивного состояния. Когда же роман был написан, я подумала: а почему бы мне не попробовать его издать? Так всё и началось.
Я и решила написать свою первую книгу, потому что во мне накопилось столько чувств, эмоций и переживаний, что мне захотелось от них избавиться
— Значит, литературное творчество помогло вам не сломаться?
— Да, я исцелила себя своей же книгой. Не знаю, что было бы со мной, если бы я не стала писать. Мне было бы чудовищно тяжело.
— Получается, вас к тому, чтобы связать свою жизнь с писательской деятельностью, можно сказать, подтолкнула сама судьба?
— Наверное. Я сейчас часто вижу в издательстве людей, которые по 20-30 лет мечтают опубликовать свои книги, специально караулят нужных им людей, просят: мол, помогите, пожалуйста… Наблюдая всё это, я думаю: Господи, как же мне в этой жизни повезло, и всё сложилось так, что в самый тяжёлый период в моей жизни ко мне свыше снизошёл этот дар! Так что я благодарна тому дефолту. Потому что если бы его не случилось, я бы, наверное, никогда не стала писателем.
— На что же вы тогда живёте, извините за нескромный вопрос?
— Я никогда не скрывала, что помимо писательства занимаюсь бизнесом.
— А книги – это для души?
— И для души, и просто это часть моей жизни, с которой я уже не смогу расстаться. Я теперь уже не могу представить, как можно жить и не писать. Потому что носить все эти эмоции в себе – это очень и очень сложно. В общем, бросить писательский труд я уже не смогу. Я уже и в топы вошла, и мне это безумно интересно. Поэтому для меня написание книг – уже не вопрос денег. Конечно, что-то я получаю за них, но, повторюсь, это не те деньги, которые могут поддерживать мой социальный уровень.
— Вы пишите только от женского лица?
— Да, всё это время так и было. А недавно меня попросили написать книгу от мужского. Я думаю: как же так? Я же женщина до кончиков ногтей. Как у меня получится написать от мужского лица? Но я хорошо разбираюсь в мужской психологии, поэтому всё-таки решилась на этот необычный для себя эксперимент. В итоге я написала этот роман, и он разошёлся «на ура». Это был мужчина, который просто по-скотски поступал с женщинами. В общем, я его сделала абсолютным антигероем. И была настолько поражена, когда мне стали писать девушки и говорить, что он вовсе не такой плохой. Он же никому ничего не обещал. Девушки ведь сами позволяли так собой пользоваться и так к себе относиться. Отрицательный герой не вызвал никакого негатива. Мужчины тоже, кстати, соглашались с мнением, что в жизни так и есть: почему, мол, все девки думают, что им кто-то чем-то обязан. Впоследствии я выпустила и вторую часть этой истории, которая тоже была успешной. Так что эксперимент удался. И не факт, что я на этом остановлюсь. Возможно, напишу когда-нибудь что-то ещё от лица мужчины.
Я исцелила себя своей же книгой
— Ваше образование помогает вам в писательской деятельности?
— Юридическое образование мне помогает в заключении договоров с издателем, когда нужно заполнять различные бумаги, проверять, всё ли в порядке относительно авторского права. А непосредственно в творчестве, если честно, абсолютно нет. Но у меня ведь есть ещё и другое образование. Я закончила психологический факультет. Правда, теория психологии и практика – абсолютно разные вещи. У меня огромная практика общения с читательницами, которые часто просят моего совета. И я делаю это. Но для меня это не столько совет, сколько мой субъективный взгляд со стороны. А что касается творчества, то я бы тоже не сказала, что психологическое образование мне как-то здесь помогает. Образование, наверное, больше помогает в жизни. А в творчестве помогает наблюдательность. Я подсматриваю за людьми, анализирую их поступки. Когда вижу человека, сразу думаю: пригодится ли его типаж для моего романа?
— В связи с этим, можно ли сказать, что вы – фантазёрка?
— Да, я, бесспорно, – большая фантазёрка. Работа у меня такая. Сейчас даже спустя годы я вспоминаю, что когда-то, много-много лет назад, когда я, провинциалка, приехала поступать в Щепкинский театральный институт, я прошла первые два тура, а на третьем меня срезали. Мы делали этюды, и меня попросили изобразить ключ. Я легла на пол, сделала руки в боки и сказала: «Я – ключ!». Мне ответили: «Нет, девушка, у вас очень скудная фантазия». Сейчас, я понимаю, что со скудной фантазией книги писать не будешь. Но тогда мою фантазию не оценили.
— В своих сюжетах вы используете ситуации, связанные с побочной стороной бизнеса, когда партнёр подставляет, банк не платит?..
— Да, я всегда всё, что наблюдаю, отражаю в своих книгах. Даже некоторых издателей (конечно, под псевдонимами) я несколько раз пропесочивала в своих романах. Для того, чтобы потом не было проблем, я всегда пишу, что все события и герои – вымышленные, хотя… Юридически тут никак не подкопаешься. Поэтому я запросто могу прокатить всех издателей, которые не всегда чистоплотны в деловом и человеческом плане. Когда я не могу достучаться до своей подруги, которая ездит к турецкому аниматору и тратит на него все деньги, я могу написать об этом в своей книге для того, чтобы она посмотрела на себя со стороны и поняла, что это абсурд. Я не судья, а всего лишь автор, который описывает события и характеры так, как видит их.
Для меня написание книг – уже не вопрос денег
— Сегодня много людей, которые умеют себя продавать, но не умеют писать. Не мешаются ли такие горе-писатели под ногами?
— У меня под ногами точно никто не мешается. Для меня вообще незнакомо слово конкуренция. У кого бывают конкуренты, те просто не могут себя оценить, у них нет уверенности в себе. Сколько бы ни было авторов, всем желаю сил, здоровья и больших тиражей. У меня есть своя читательская аудитория, своя ниша, которую я завоёвывала 15 лет, которую я умею и хочу держать. Мне хочется удивлять, я горжусь тем, что я настолько востребована. Ради Бога, пусть появляются новые звёздочки, те, кому есть, что сказать и у кого это получается, потому что каждый в этой жизни имеет право чего-то достигнуть.
— А как, вообще, относитесь к писательским рейтингам?
— Раньше переживала: какое место, какой тираж? Это нормально, когда ты развиваешься, находишься на этапе своего становления. У меня по писательскому рейтингу было сначала третье место, только потом я завоевала второе и, конечно же, мне хотелось быть первой. Сейчас произошла монополизация книжного рынка. На сегодняшний день он сконцентрирован в одних руках. Понятно, что никому от этого хорошо не стало. С тех пор все рейтинги меня перестали интересовать, я успокоилась, вся эта гонка мне больше не нужна. Теперь я просто хочу жить в своё удовольствие, радоваться жизни, писать для людей и уже не гоняться за этими тиражами. Если раньше была здоровая конкуренция, и я понимала цель и смысл того, чтобы чего-то достигнуть. То на сегодняшний день, когда рынком правит один человек, что-то доказывать просто глупо. В данный момент я перестроилась, нормально восприняла всю эту акцию. Пишу в том же режиме, но не гонюсь за рейтингами.
— Кто вам самой нравится из писателей?
— Я очень много читаю. Я всеядна в этом смысле. Если обычная девушка едет на отдых с чемоданом вещей, то я – с чемоданом книг. Просто я очень быстро читаю. Когда захожу в книжный магазин, покупаю все новинки, быстро их «проглатываю». Конечно же, с удовольствием перечитываю и наших классиков. Остановить меня в выборе книги может только наличие в ней мата. В последнее время, к сожалению, нецензурная лексика встречается в книгах. И, если мне попадается такая книга, я могу просто выкинуть её в ведро.
Я подсматриваю за людьми, анализирую их поступки
— А как относитесь к тому, что порой публикуются откровенно слабые произведения, которые читать просто невозможно?
— Я думаю, что такая ситуация даже не может никого раздражать, разве что самого человека, который отдал за публикацию этой бездарной книги деньги. Я не думаю, что у такого писателя будет аудитория. Да, сейчас очень много народу публикуется за свои деньги. Как правило, они потом раздаривают свои книги, потому что у них огромная проблема с реализацией. А если даже такие книги поступят в продажу, то их автор не соберёт читателей вокруг себя. Много есть примеров того, когда такой горе-автор издаёт две-три книги, и на этом его творческая деятельность заканчивается. Человек просто прекращает писать. Сколько он будет платить себе в угоду, чтобы просто потешить своё самолюбие?.. Потому что если автор своей книгой, что называется, выстрелил, собрал аудиторию и умеет её удерживать – это одно. Но есть ведь и писатели-однодневки, которые по сути никому не нужны кроме себя. Это писательство без перспектив и без дальнейшего продвижения в книжном бизнесе.
— Над чем работаете сейчас?
— Сейчас я уже приближаюсь к написанию своей сотой книги. Пишу уже свой 99 роман, и он будет в жанре мистического детектива. Вообще, я люблю экспериментировать. И у меня уже был опыт написания произведения с лёгким оттенком мистики. А сейчас в обществе есть интерес к данной теме. У всех жизнь тяжёлая, и все хотят верить в чудеса и волшебство. Мне захотелось написать более серьёзный мистический детектив. И я так этим увлеклась, мне стало настолько интересно самой то, что я делаю, что с данным романом мне вообще не хочется расставаться. И, если я пойму, что читатели примут эту мою книгу на ура, то, вполне возможно, я опять вернусь к этой теме.
Чтобы быть принятой в эту организацию, нужны две рекомендации от писателей. Они сказали мне, что каждая рекомендация стоит 200 долларов
— Вы состоите в Союзе писателей?
— Нет, и не горю желанием. Сейчас для меня в этом вообще нет необходимости, потому что мне это ничего не даст. Я не тот человек, которому нужно тешить своё самолюбие и кому-то что-то доказывать. Потому что всё я доказала себе уже давно. В начале своей карьеры мне, конечно, хотелось вступить в Союз писателей. Пришла туда, и мне сказали, что для того, чтобы быть принятой в эту организацию, нужны две рекомендации от писателей. И дали координаты людей, которые должны меня рекомендовать. Когда я с ними связалась, они сказали мне, что каждая рекомендация стоит 200 долларов. Этого для меня было достаточно, чтобы уже не стремиться в этот Союз. Я подумала: как же всё-таки это не совсем красиво. Если бы люди от души прочитали мою книгу и дали бы мне рекомендацию, это было бы понятно. А они, оказывается, и читать её не собирались. Нужно было просто заплатить 200 долларов. Но, главное, они меня успокоили, сказав, что потом обязательно научат меня, как правильно писать. Это было для меня разочарованием, которое я запомнила. А потом подумала словами классика: «Такой Союз нам не нужен!».
— Председатель московской секции Союза писателей Владимир Гусев рассказал мне как-то анекдот: «Секретарь Союза строит писателей и говорит: «На первый-второй рассчитайсь!». И слышит: «Первый, первый, первый…». Это хорошо, что каждый из писателей считает себя первым?
— Я считаю, что ничего плохого в этом нет. Творческие люди – особенные. Поэтому, если они хотят быть первыми, пусть будут. Ведь они живут в своём внутреннем мире. Как бы все ни говорили, мол, подумаешь, какая ерунда – написать книгу! Это только кажется простым делом. А ты сядь и напиши… Писательство — это вынужденное затворничество, когда человек, несмотря ни на что сидит в четырёх стенах и пишет. Так что пусть уж творческие люди творят и будут первыми. И им в этой жизни нужно прощать всё.
Беседовал Виталий КАРЮКОВ