Борис Батыршин: «Очень низкими стали требования литературных редакторов, и уж очень легко читающая публика прощает вольности в обращении с русским языком»
У нас в гостях Борис Батыршин, писатель-фантаст, автор блестящих историко-приключенческих романов-фэнтези, таких как «Коптский крест» и «Египетский манускрипт»…
— Борис, если не секрет, как и когда вы поняли, что вы писатель? Ведь у вас, насколько известно, прекрасное техническое образование. Как же вы из инженера-физика стали человеком творческой профессии?
— После института я весьма недолго работал по специальности. Потом начались 1990-е, и я попал в книжное издательство «Аргус». Ещё в студенческие годы я состоял в движении Клубов Любителей Фантастики, не раз бывал на конвенте «Аэлита» в Свердловске (если кто не помнит — Екатеринбург). Издательство пыталось издавать качественные книги — российских фантастов — Вершинина, Лукьяненко, ещё до «Дозоров», сборники сказок, сборники авторской песни. Наверное, оттуда и пошёл процесс.
— В ваших книгах ключевая роль отведена истории, что говорит о хорошем знании темы. История — это для вас увлечение? Или вспомогательная, вторая профессия? Было бы возможно ваше писательство без культурно-исторической деятельности? Расскажите, если можно, о Хоббитских Игрищах. Чего ещё тематического вы организовывали? И что это вам даёт, кроме бесспорной радости и морального удовлетворения?
— Да, верно, я не без основания причисляю себя к числу основателей движения Хоббитских Игрищ. Случилось это в 1990-м году; чуть позже я примкнул и к только возникавшему тогда движению исторического и турнирного фехтования, участвовал в самых первых турнирах. Естественно, всё это — обстановка, атмосфера, люди, дух сказки и не ограниченной ничем фантазии — не могло не наложить свой отпечаток на всю мою дальнейшую жизнь.
Впоследствии я занялся исторической реконструкцией — сначала Средневековьем, потом эпохой Наполеона и войны 1812 года, был одним из лидеров клуба «3-1 гусарский полк Великой Армии». Оттуда и родилась моя стойкая любовь к истории 19 века.
— Как фантаст, ответьте искренне: а сами вы верите во что-то сверхъестественное? Сталкивались ли в жизни с «чем-то таким»?
— Увы. Я всегда был горазд порассуждать на эту тему, причём делал это весьма убедительно, но сам никогда не был свидетелем проявлений Сверхъестественного. Хотя… некоторые совпадения жизненных обстоятельств и заставляли порой задуматься — да и по сей день заставляют…
— Кто ваша основная аудитория? Только ли молодёжь? На кого вы ориентируетесь, когда пишете новую книгу?
— Это вопрос непростой. По выбору темы и материала можно сказать, что книга моя адресована и взрослым, и подросткам. Но я отдаю себе отчёт, что она адресована прежде всего тем подросткам, каким был я в своё время — после книг Катаева, Каверина, Шклярского, Жюля Верна. Ну и, разумеется, Владислава Крапивина. Отсюда и наблюдение — самые горячие отзывы мои книги собирают сейчас у людей среднего возраста, и особенно — у родителей, у которых растут дети. Можно смело сказать, что в определённом смысле это историческая фантастика для семейного чтения.
— Сколько точно у вас вышло книг? И какая, если не секрет, самая ваша любимая? Расскажите про неё!
— На данный момент свет увидела на бумаге трилогия «Коптский крест», состоящая из трёх книг. Ещё одна книга, «Дорога за горизонт» — первая книга второй трилогии «Департамент Особых Проектов», являющаяся прямым продолжение первой, вышла в электронном виде и ограниченным бумажным тиражом; работа идёт над второй книгой этой серии.
В электронном же виде вышла книга «Третий меморандум». Это книга не только и не столько моя — её написал мой ближайший друг, Пётр Курков, который, увы, умер в 2012-м году. Я собрал материалы его незаконченной книги, обработал, закончил и представил читателям. Книга написана в популярном жанре фантастической робинзонады, но заметно отличается от принятого сейчас боевикового стиля — это скорее социальная фантастика.
Обе эти книги доступны сейчас в электронном виде как на ЛитРес и в магазине Андрея Круза, так и на других площадках, где торгуют электронными книгами.
И наконец — завершена новая книга — «Внеклассная работа». Это подростковая историко-приключенческая фантастика, посвящённая теме русско-японской войны. В данный момент книга готовится к выходу в издательстве «Аквилегия-М»; она откроет новую серию подростковой исторической фантастики «Лабиринт времени».
Что до любимой… Наверное, для автора любимая книга — та, над которой он работает в данный момент. Для меня это сейчас продолжение «Дороги за горизонт».
— Как подолгу вы работаете над одной книгой? Откуда черпаете идеи для своих произведений?
— Это очень индивидуально. Первую книгу, «Коптский крест», я закончил менее чем за два месяца; «Дорогу за горизонт» писал и доводил до ума более полугода. Что до идей… я уже упоминал таких писателей, как Каверин и Шкловский; бесспорным источником вдохновения служит для меня Джек Финней с его циклом «Меж двух времён». Очень большую роль играли для меня «Москва и москвичи» Гиляровского, как и история вообще. Ну и личный опыт, разумеется — мне самому приходилось и фехтовать, и управлять парусным судном, и скакать верхом…
— Что даёт вам силы и вдохновение писать дальше, несмотря на то, что писательство нынче — дело совсем неприбыльное? Не бывает искушения бросить перо и заняться исключительно «чем-то серьёзным»?
— Вы затронули больную тему. Отвечу коротко — НЕТ. Я долго решался на то, чтобы взяться за перо, но раз уж решился — то так просто этого занятия не брошу. Да, сейчас наступает эпоха электронного книгоиздания — что ж, попробуем найти себе место в ней, не забывая, разумеется, о старой доброй бумажной книге.
— Борис, на кого вы ориентировались, когда определялись со своим писательством? Кого могли бы назвать своим учителем?
— Если говорить о том жанре, в котором я работаю — приключенческая фантастика для подростков — то образцом для меня всегда был Александр Мирер с его «Домом скитальцев». И, разумеется, Стругацкие, Булычёв, Станислав Лем. Отдельное место в списке моих любимых авторов занимают Алексей Толстой и Леонид Соболев с его «Капитальным ремонтом». И, разумеется, книги Виктора Крапивина.
По поводу учителя… моим наставником, хотя и невольным, в писательском деле стал упомянутый уже Пётр Курков. Если бы не он, я бы точно никогда не взялся за перо.
— Чего, по-вашему, сегодня не хватает отечественной литературе? И, может, вы хотели бы назвать кого-то из своих коллег-современников, которые заслуживают внимания, кого тоже стоит почитать?
— Не хватает, наверное, требовательности к себе. Уж очень просто стало публиковаться, особенно в электронном виде. Уж очень низкими стали требования литературных редакторов, и уж очень легко читающая публика прощает вольности в обращении с русским языком. Но тут во мне говорит, пожалуй, не литератор, а редактор.
Что до современных фантастов — то я упомяну прежде всего Андрея Валентинова, потом Вадима Панова; из тех, к кому ближе всего мой излюбленный жанр робинзонады и исторической фантастики, — Денисова, автора цикла «Стратегия», и, пожалуй, Андрея Дая. Отдельной позицией стоит для меня роман Олега Курылёва «Убить фюрера». Несмотря на несколько разухабистое название, это, по-моему, вообще лучшее произведение попаданческого жанра из числа написанных за последние лет десять. Прекрасных книг вообще много — не могу удержаться и не упомянуть, к примеру, Лазарчука с его «Транквилиумом» или «Посмотри в глаза чудовищ»…
Из западных, ныне работающих — с большим отрывом от всей западной фантастики для меня стоит Л.М. Буджолд с её циклом о Барраяре. Что до серьёзной литературы, то тут я верный поклонник Умберто Эко.
— «Хороший» и «известный» — эти два определения писателя, по-вашему, являются ли синонимами?
— Видимо, нет. Но это, согласитесь, весьма субъективный показатель; для кого-то писатель хорош, кто-то его книги в руки не возьмёт. Но известность — фактор объективный; можно не любить того или иного автора, но если уж о нём пишут — глупо это отрицать.
— Продуктивность автора — это показатель чего?
— Трудолюбия, упорства — да, безусловно. Таланта? Вопрос. Писательского мастерства? Ещё больший вопрос.
Но, разумеется, есть примеры того, когда всё это сходится в одном человеке; вспомним Дюма-отца или Жюля Верна.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Собственно, на этот вопрос я ответил выше. Добавлю лишь, что сейчас в работе неспешно пребывает ещё и проект «Потерянный цеппелин» — пример фантастики с элементами так популярного ныне жанра фэнтези и паропанка.
— И, если не секрет, что вы сейчас читаете?
— И это непростой вопрос. С одной стороны, у меня всё время «в чтении» пара военно-исторических трудов разной тематики» — сейчас это недавно вышедшая в «Яузе» великолепная книга Лисицына «Крейсера Первой мировой войны». Её дополняет монументальный труд английского историка флота Паркса «Линкоры Британской Империи», он нужен мне для подготовки третьей, задуманной книги цикла «Департамент особых проектов».
А из художественной литературы — я сейчас взялся перечитывать и переслушивать в виде аудиокниг старую фантастику. В данный момент в рюкзаке лежит старый сборник Стругацких «Шесть спичек», а на аудиоплеер закачана «Меж трёх времён» Джека Финнея.
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА