Современный человек утрачивает способность читать романы

С глобализацией всемирной сети у людей стал формироваться «цифровой мозг», о чём предостерегают специалисты. В центральной нервной системе головного мозга создаются новые цепи нейронов, которые отвечают за чтение информации в Интернете «по диагонали», пишет издание The Washington Post. В своей статье журналист Майкл С.Розенуолд поясняет, что этот альтернативный способ сейчас конкурирует с традиционно сложившимися за долгие тысячелетия механизмами вдумчивого прочтения

«На протяжении рабочего дня мы привыкаем к поверхностному чтению, что сказывается в дальнейшем, когда нам нужно внимательнее и более глубоко обработать прочитанное», — рассказывает один из ведущих экспертов в мире по механизмам чтения, когнитивный нейролог из американского исследовательского Университета Тафтса Марианн Вулф.
Важно знать, чем отличается чтение на бумаге и в сети. По некоторым сведениям, информация на бумаге усваивается легче. Также звучат опасения, что у детей, легко справляющихся с электронными девайсами, снижается развитие навыков вдумчивого чтения.
«Мозг человека на протяжении всей жизни остаётся пластичным. Он способен к постоянной адаптации», — говорит американский специалист. Вульф в прошлом году обнаружила, что её головной мозг не так адаптировался, как бы она того хотела.
За просмотром сотен электронных писем в Интернете эксперт просидела целый день, а вечером она попыталась почитать книгу Германа Гессе «Игру в бисер» и к своему удивлению осознала, что ей не удаётся сконцентрироваться на чтении. «Пробраться через первую напечатанную страницу стало лишь простой пыткой. У меня никак не удавалось заставить себя читать медленно и вдумчиво. Всё время перепрыгивала через строчки, выискивала ключевые слова, мои глаза обращали внимание на те выражения, которые в ускоренном темпе позволяли собрать максимум необходимой информации. Я себя возненавидела за это», — делится своими впечатлениями Вулф.
«Изначально головной мозг человека не предназначался для чтения, — рассказывает автор. – Однако со временем, как появилась письменность, он адаптировался и к этой задаче. И вот появилась всемирная сеть, и чтение из преимущественно линейного постепенно переросло в чтение «по диагонали».
В Интернете принцип подачи информации совсем иной, чем в печатных изданиях. «В сети идёт огромный поток данных, включая гиперссылки, видеозаписи и интерактивные элементы, — всё это рядом с текстом. Поэтому наш мозг старается отыскать «короткие пути», просматривая страницы по диагонали, вычленяя ключевые слова, быстро прокручивая сверху вниз опубликованный текст. Это нелинейное чтение», — пишется в статье.
По мнению учёных, нелинейный способ чтения у многих людей стал вторгаться и в другие сферы деятельности. Как поясняет журналист из Техасского университета Эндрю Диллон, человек садится почитать роман, но начинает использовать свои глубоко въевшиеся «привычки кликать, перепрыгивать и ходить по ссылкам». «Человечество вступило в новую эпоху информационного поведения, и теперь остаётся лишь наблюдать за её последствиями», — добавил он.
Брэндон Эмброз, финансовый аналитик, рассказывает, что при прочтении романа упустил из виду ряд важных сюжетных узлов, и пришёл к выводу, что просеивал текст в поисках определённых моментов, наподобие того, как в процессе работы выискивает ключевые факты. «Такое ощущение, что люди больше не могут читать романы», — сетует Эмброз.
«В книгах мне очень трудно читать сложноподчинённые длинные предложения, к примеру, таких авторов, как Марсель Пруст, Джордж Элиот и т.д., — рассказывает Рамеш Куруп. – Фразы в сети
обычно короче и проще, а вся дополнительная информация, как правило, содержится в гиперссылках».
Эксперт Вулф подтверждает, что большинство современных американских студентов не могут читать классические произведения XIX-XX столетий – «то ли они не хотят и им просто не интересно, либо причина заключается в том, что они не могут воспринимать текст со сложным построением фраз и синтаксисом».
«Современные люди утрачивают способность восприятия сложного синтаксиса, а ведь это возможность отражения наших запутанных мыслей. Полагаю, мы придём к тому, что не сможем читать сложную прозу и выражать сложные мысли», — выказывает свои опасения учёный.
В Израиле два года тому назад исследователи провели эксперимент, во время которого студентам инженерного факультета необходимо было прочесть один и тот же отрывок текста на бумаге и на мониторе. Изначально студенты полагали, что информацию с экрана они усваивают лучше, но оказалось, что понимание и изучение бумажного текста идёт легче, сообщает ресурс.
Впрочем, оба способа чтения, как отмечают учёные, имеют свои плюсы, и в потенциале человеческий мозг может освоить оба.
Эксперты советуют учить детей одновременно и «медленному, внимательному чтению» книг в печатной версии и постепенно погружать их в мир электронной информации. Вульф по сей день неустанно тренирует свой мозг и с радостью сообщила, что все-таки прочитала «Игру в бисер», на что потратила около двух недель, и, в конце концов, смогла «получить удовольствие от прочтения книги и более-менее выздороветь».

Кирилл ХАБИНОК

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика