Захар Прилепин: «Женская поэзия в нынешнем представлении — это поэзия заусенца»
Обладатель «Большой книги», прозаик, биограф и просто большой любитель поэзии Захар Прилепин посчитал возможным жёстко заявить о своём отношении к современной женской поэзии. Отвечая на вопрос читателя, писатель сказал, что настоящая поэзия не может делиться на женскую и мужскую, а на «высшей точке развития поэзии все гендерные различия исчезают».
«В чём заключается — на мой взгляд — банальный гений Ахматовой, Цветаевой? — начал автор сборника «Непохожие поэты». — В каком-то сгустке, концентрации их поэтической энергии, мысли. Это находится в том же самом поле, что и поэзия Пушкина, Тютчева, Есенина, всех этих титанов».
К современному стихотворству от женского лица у телеведущего весьма негативное отношение, за исключением творчества Олеси Николаевой: «Потому что женская поэзия в нынешнем представлении — это поэзия заусенца: вот у меня болит пальчик — меня кинул мальчик…» По мнению биографа Леонида Леонова, у той же Ахматовой было «колоссальное представление о всём пути России», о будущем, о прошлом нашей страны. «Для Ахматовой и Цветаевой это всё было крайне важно, — отметил национал-большевик. — И мифология, и древняя история, и этот цветаевский, прости Господи, милитаризм»: как она реагировала на всех этих героев войны 1812 года, молодых генералов, на героев Белой и Красной армии! Для неё всё это было насущной повесткой дня. Где такая нынешняя поэтесса?»
Прозаик Прилепин убеждён — у подавляющего большинства поэтесс нет лирических строк о судьбах страны, нерве времени, национальных интересах. «Кто-нибудь напишет про молодых сирийских генералов — у них вообще нет мыслей об этом в голове. Они не понимают, зачем мужчина может надевать форму и идти с автоматом. Это не входит в их картину мира. А в картину мира Цветаевой-Ахматовой входило… И при этом они могли и про заусенец писать», — разгорячился бывший омоновец, продолжая в том же духе. Мол, только истинный русский поэт «может вознестись над всей русской историей, сверху озирая её».
«И для этого, и Ахматова, и Цветаева, и Пушкин подходят одинаково, а нынешние девочки — не подходят, как правило, хотя мы все их любим: хорошие девчонки, но они не такого масштаба, — смягчился журналист. — В этом их женское заключается. Но сейчас и мальчики такие пошли…»
Сергей МИЗЕРКИН