Умер Франк Уитфорд — искусствовед, критик, учёный, карикатурист
Настоящей страстью Франка Уитфорда было современное немецкое искусство
Историк искусства и критик Франк Уитфорд, который скоропостижно скончался в возрасте 72 лет (подозрение на инфаркт), был одним из ведущих специалистов Великобритании по немецкому и австрийскому искусству XX-го века. На протяжении своей долгой и разнообразной жизни он читал лекции по истории искусства в Университетском колледже Лондона и в колледже Хомертон в Кембридже, написал несколько книг и служил в газете штатным искусствоведом. С 1983 года он был старшим членом колледжа Вольфсон в Кембридже.
Франк также работал карикатуристом. «Почти каждый день в течение четырёх лет или около того, — напишет он позже, — я пытался быть одновременно забавным и политически проницательным. Удач у меня было мало, если они вообще были — в этом и кроется причина того, что моя деятельность на этом поприще была недолгой». Он любил говорить, что его карикатуры очень легко узнать — ему никогда не удавались ноги, и поэтому он старался делать поясные рисунки, а когда непременно требовалось изобразить фигуру во весь рост, он обувал её в бесформенные ботинки а-ля Doc Martens. Франк подписывал свои карикатуры либо как Уитфорд, либо, что менее очевидно, Rausch («опьянение» в переводе с немецкого). На вид он был самым настоящим бонвиваном с пухлой фигурой и румяными щёками — в своей автобиографии он как-то сострил, что его появление на свет лучше описывать не словом «рождение», а словом «готовка».
Что же касается его основной работы, то тут он добился многого. Благодаря различным исследовательским грантам, он жил в разных городах Германии — в Берлине, в Дрездене, в Дессау — и написал множество разнообразных статей по современному немецкому искусству для Studio International, в которой он в 1964-1973 годах числился редактором. Помимо статей Франк писал также и книги — «Экспрессионизм» (1970), «Эгон Шиле» (1981), «Баухауз» (1984), «Понимание абстрактного искусства» (1987). А самой значительной его работой считается биография Оскара Кокошки, написанная в 1986 году.
Нельзя не упомянуть об одном случае, имевшем место не так давно. Уитфорда чрезвычайно заинтересовал клад, найденный в прошлом году в обычной квартире в Мюнхене, — наверняка вы наслышаны об этой истории. Мельком взглянув на фотографии обнаруженных картин, Франк фыркнул — фальшивки! Споры о подлинности картин ещё не окончены, однако мнение Франка находит всё большее подтверждение. Был ли он прав, нам ещё предстоит узнать.
В 1972 году Франк женился на Сиси (Сесилия) Дрессер, которая работала в библиотеке Кембриджского университета и считалась специалистом по японской культуре. Это вдохновило его написать исследование «Японские гравюры и Западные художники» (1977). Несколько лет назад Сиси была серьёзно ранена в автокатастрофе и была помещена в стационар, где Франк бывал почти ежедневно.
Она пережила его.
Евгений ВИХАРЕВ