Очередная сказка о Не таких Как Все
Название книги: Невинность
Издательство: Эксмо
Год издания: 2014
Дин Кунц считается во всём мире мастером мистической и остросюжетной прозы. В этом году он представил нашему вниманию свой новый роман с интригующим названием «Невинность»
Главный герой, молодой человек по имени Аддисон Гудхарт, живёт под землёй и выходит на поверхность только по ночам, потому что его внешность вызывает у людей вспышки немотивированной агрессии, что может закончиться плачевно для героя. Он считает себя уродом, и узнаёт о мире исключительно из книг. Всё меняется одной ночью, когда, проникнув в библиотеку, он встречает там юную готессу по имени Гвинет, за которой гонится куратор библиотеки, одержимый желанием её убить. Девушка страдает социофобией и является таким же изгоем, как Аддисон, что сближает молодых людей. Этой странной паре предстоит противостоять спруту коррупции и пороков, спасать свою жизнь, и, в конце концов, раскрыть тайну своего происхождения…
Повествование ведётся от лица главного героя, основная сюжетная линия перемежается с его воспоминаниями о детстве и юности, о родном доме и человеке, ставшем ему вторым отцом. Автор тяготеет к описательству, пейзажные зарисовки и размышления героя о мире и людях занимают добрую треть текста. Учитывая личность персонажа, язык повествования весьма специфический, довольно напыщенный и излишне изящный для прямой речи. Диалоги также выглядят довольно неестественно, но это можно простить — герои ведь общаются больше с книгами, чем с живыми людьми.
Лучший эпитет, который я могу применить к событиям книги — таинственные. Таинственный изгой, скрывающий своё лицо, встречает таинственную девушку, которую по таинственной причине преследует зловещий и коварный куратор библиотеки. По мере продвижения таинственность и загадки будут только нарастать, чтобы торжественно раскрыться в конце, главное тут — не потерять интерес к происходящему. Автор настолько перемудрил с тайнами и мистическими подоплёками, что до самого конца большая часть сюжета выглядит абсолютно нелепой, и читается книга тяжеловато.
Действие напоминает театральную постановку. Здесь есть ограниченный список персонажей, которые также очень таинственным образом оказываются связаны между собой (не буду раскрывать интриг, но скажу сразу, что все, абсолютно все персонажи, даже упомянутые в разговоре, подслушанном пять лет назад, рано или поздно обязательно появятся на сцене). Например, герой стоит у городского пруда и вспоминает, как несколько лет назад в нём нашли труп женщины, и тем же вечером подруга ведёт его в дом знакомых, которые оказываются — как неожиданно! — семьёй той самой убитой женщины. Учитывая, что действие происходит в современном многомилионном Нью-Йорке, такие повороты сюжета выглядят по меньшей мере натянуто.
Человечество настолько глубоко погрязло в пороке, что невинность стала в нём уродством, а зло — нормой
Персонажи тоже более достойны театра, либо комикса, нежели современной прозы. Герой, объединяющий в себе лучшие черты Квазимодо, Призрака оперы и Чудовища из «Аленького цветочка». Прекрасная и гордая дева, запертая в рамки своей социофобии, которую все вожделеют (и которую даже богачи сходу зовут замуж). Опереточный злодей, толкающий монологи о своих прошлых преступлениях и подробно описывающий планы будущих. Несколько добрых и милых людей (просто добрые и милые, более живых характеров не удостоенные). Священник продажный и священник-благодетель, знающий о мире чуть больше, чем положено простым смертным. Отдельного внимания стоит линия с таинственными (опять же) марионетками, безумным художником, их создавшим, а также с мистическими «туманниками» и «чистяками», которых видит только главный герой, что также намекает на его принадлежность к «не таким, как все».
В «Невинности» Кунц замахнулся на очень неоднозначную и извечную тему. Тему греха и искупления. В книге сквозят библейские мотивы, (вплоть до имён героев), и раскрытие сюжета связанно именно с ними. Мысль проста, но вместе с тем глубока — человечество настолько глубоко погрязло в пороке, что невинность стала в нём уродством, а зло — нормой. Но, когда человечество придёт к гибели, спасутся только невинные, и только они, бывшие изгои, подарят людям новую надежду.
Впечатления от книги остались очень двойственные. Конец книги настолько же насыщен смыслом, насколько нереалистично, напыщенно и тяжеловесно всё повествование. Хотя я не осталась в восторге, думаю, свою аудиторию «Невинность» найдёт. Отдельно порекомендовала бы эту книгу подросткам — истории про изгоев, оказавшихся последней надеждой человечества — это же так круто!
Кристина МУРАТОВА