Писатель Константин Паустовский, кино и время
В Музее писателя Константина Паустовского к Году Кино открывается выставка «Паустовский и кино», посвящённая экранизациям произведений писателя и его сценарной работе. Это не столько отдельная жизнь автора, сколько отечественного кинематографа. Подробнее об этом рассказали организаторы на Московском Культурном Форуме в Манеже.
Как пояснила в начале встречи Директор Музея Валентина Пивнева, проза Константина Георгиевича всегда привлекала режиссёров разнообразием. Всего в прошлом веке вышло 6 фильмов и одна короткометражная работа, которая должна была выйти в киноальманахе. Помимо фильмов по его произведениям выходили мультфильмы. Как писал сам писатель: «Я попал в лапы киноискусства».
Выставка будет включать в себя четыре стенда про четыре фильма, в создании которых Паустовский принимал личное участие. Это «Кара-бугаз», «Лермонтов», «Телеграмма» и «Северная повесть».
Подробнее о выставке рассказал её куратор Арсений Черников, историю создания фильмов прокомментировал киновед Артём Сопин. Первый фильм «Кара-бугаз» (1935) режиссёра Александра Разумного малоизвестен зрителю – он сразу лёг на полку, хотя именно это произведение принесло писателю славу, как в стране, так и за рубежом. Французский писатель Анри Барбюс сказал о нём: «Это произведение исключительно яркое». Фильм объединил в себе линии революционную, но и нёс в себе призыв помнить о человеческих жизнях, а не «жертвовать всем ради революционной идеи». Фильм снимался на киностудии «Востокфильм», но ближе к концу съёмок студию ликвидировали, а фильм не вышел на экраны.
Фильм «Лермонтов»(1943), как во многом было принято в СССР, должен был выйти к столетию смерти великого писателя. Сценарий фильма и написал Паустовский. Съёмки начались в 1941 году, до самого начала войны успели снять кадры, где действие разворачивается Петербурге. После вся группа была эвакуирована в Сталинабад (нынешняя столица Таджикистана Душанбе). Долгое время фильм был на стадии заморозки, пока в город не приехал вагон с костюмами для «Лермонтова» — и работа возобновилась. По мнению, Артёма Скопина, фильм имел долгий прокат, но при этом не попал идеологически, — Лермонтов не был показан личностью революционной, кино больше не имело отзывов. Осознан был только с началом перестройки.
Короткометражный фильм «Телеграмма» вышел в 1957 году. Это произведение повествовало о жизни деревенской учительницы, к которой приезжает дочь из Ленинграда, узнав о её тяжёлом состоянии. Эта история произвела огромное впечатление на немецкую актрису Марлен Дитрих, которая захотела, во что бы то ни стало, встретиться с Константином Георгиевичем. Встреча состоялась, и Дитрих даже упала на колени перед автором. На выставке появится фотография знаменитой встречи.
Последняя экспозиция будет посвящена «Северной повести», написанной в 1930-е, а экранизированной в 1960-м году. Это была первая из двух режиссёрских работ Евгения Андриканиса, который долгое время работал оператором на фильмах Сергея Юткевича («Рассказы о Ленине», «Три встречи»). Фильм представлял собой две новеллы о любви, о русском офицере Бестужеве, который помогает раненому декабристу, и о художнике 60-х годов Тихонове. Эти две разные по времени истории интересно связаны, несмотря на то, что их разделяло более ста лет. Режиссёр Андриканис впоследствии написал мемуарную книгу «Встречи с Паустовским»
Напоследок Артём рассказал о судьбе короткометражной картины «Мотря» (1967). Она должна выйти в альманахе «Начало неведомого века» вкупе с экранизациями других известных авторов: «Родина электричества» Андрея Платонова (реж. Лариса Шепитько) и «Ангел» Юрия Олеши (реж. Андрей Смирнов). «Мотря» была единственная, которая была допущена цензурой, другие легли на полку. Когда же их с полки сняли в 1987 году, то «Мотря» не смогла к ним присоединиться – режиссёр Генрих Габай эмигрировал из СССР. Работа над проектом «Паустовский и кино» ещё ведётся. Арсений Черников сказал, что Музей будет рад новым проектам.
Связаться с авторами проекта можно по почте: paustovky-kino@mail.ru
Григорий КИРИЛЛОВ