В Америке издадут уникальный поэтический сборник Эмили Дикинсон
Под его обложкой редакторы намереваются объединить 52 стихотворения, относящиеся к наиболее плодотворному для Дикинсон периоду
Это начало 1860-х годов, поэтессе тогда немного за 30, и она решает закрыться от мира в своём семейном поместье в городе Амхерст, штат Массачусетс. Затворничество состоит и в некотором опрощении – например, она начинает носить самые простые платья из белого хлопка. Платья эти удобные, свободные, они легко чистятся и обязательно снабжены функциональным карманом, куда Эмили прячет разные разности – и в первую очередь, конечно же, наброски к своим стихам.
В середине 90-х историк литературы Марта Вернер случайно наткнулась на небольшой коллаж неправильной формы, собранный из переработанных конвертов и покрытый безошибочно узнаваемым неразборчивым почерком Эмили Дикинсон. Вскоре такие находки стали повторяться – всего их обнаружилось несколько десятков. Все они были разной формы, какие-то были склеены, так что получался своеобразный коллаж, но их объединяло одно – на каждом листочке рукой Дикинсон были написаны отдельные предложения, строфы, а порой и целые стихи.
Теперь получившие известность «стихи из конверта» собраны в одной книге, название которой – «Эмили Дикинсон: Изумительные пустяки» (‘Emili Dickinson: The Gorgeous Nothings’). И хотя издание снабжено вступительными эссе его создателей, оно остаётся в первую очередь удивительным арт-объектом. Репродукции рабочих материалов поэтессы помещены в книгу с точным соблюдением оригинальных цветов и размеров. Каждый листик отпечатан с обеих сторон и помещён в центр белой книжной страницы, подобно тому, как на белую стену арт-галереи помещают картины. В результате первое, что бросается в глаза, когда открываешь книгу – это не сами слова, а форма листов, на которых Дикинсон производила свои записи. Даже когда ваше внимание начинает фокусироваться на словах, дизайн книги продолжает намекать на то, что вы держите в руках в первую очередь арт-объект. Но стоит только вчитаться в бессмертные строки Дикинсон и сразу же вспоминаешь – в начале всё равно было слово…
Евгений ВИХАРЕВ